Открытый урок: Графические возможности языка программирования Pascal ABC
II этап. Республиканский конкурс “Учитель в современном информационном обществе”
Учитель: Щёголева А.П. 9 А класс. Цели: Образовательные: – Отработка умений и навыков по теме алгоритмизация и программирование. – Закрепить знания по основам алгоритмизации и графическим возможностям программы Pascal ABC. Развивающие: – умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать; -логическое мышление учеников, стремление к расширению кругозора; Воспитательные: – воспитывать добросовестность к учёбе, любознательность, умение работать в группе; – бережное отношение к имуществу, ВТ и учебным пособиям. Средства обучения: Программное обеспечение: Pascal ABC, Программа Microsoft Power Point (интерактивная презентация), онлайн тест, персональный сайт – http://anna-pavlovna.ru/ Оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютеры Тип урока: Комбинированный урок – межпредметная связь с математикой 20 урок темы «Алгоритмизация и основы программирования»
План:
Орг.момент – 3 мин.
Опрос: Цепочка вопросов и онлайн тест – 7 мин.
Закрепление материала – 5 мин.
Практическая работа – 20 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия: Онлайн тест – 4 мин.
Ход урока:
Орг.момент: Здравствуйте ученики и гости нашего мероприятия! Проверка присутствующих. Ребята, сегодня у нас непростой урок. Тема сегодняшнего урока «Графические возможности языка программирования Pascal ABC. Слайд 1 На этом уроке мы должны отыскать одну необычную дверь и открыть её.
Для осуществления задуманного, нам стоит решить несколько задач.
– создать инструмент, который поможет вам открыть дверь к достижению многих возможностей. И каждый из вас сам найдёт дорогу к этой двери.
Для создания этого инструмента нам необходимо пройти несколько логических и творческих этапов. В результате Мы достигнем цели нашего урока – это закрепим знания по теме алгоритмизация и программирование, а также графические возможности системы PascalABC.
Для более быстрого прохождения этапов нам необходимо разделиться на две группы. Слайд 2.
1 группа пройдёт по тропе онлайн тестирования на сайте http://anna-pavlovna.ru/
Ответьте на вопросы онлайн-теста:
2 группа – по цепочке вопросов из предложенных карточек.
Цепочка вопросов:
(ученики втягивают карточки с вопросами)
Учитель задает 1 вопрос ученику:
1. Что такое алгоритм? Слайд 3 (Ответ 1 ученик: понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность действий, приводящих от исходных данных к конечному результату. Алгоритм – это строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, с помощью понятных исполнителю команд);
Слайд 4. Дополнительный вопрос: Найдите ошибки в задании, всё ли верно соотнесено? – здесь расположены примеры алгоритмических структур? (ответ ученика: необходимо поменять местами 1 и 3 структуры алгоритма.)
Ученик, который отвечал на вопрос, задаёт вопрос ученику, и так по цепочке:
2. Что такое программа? (Ученик 2 ответ: Программа это алгоритм записанный на языке исполнителя. Алгоритм, записанный на понятном исполнителю языке программирования, называется программой) Слайд 5
3. Что входит в структуру программы? ( Ученик 3 ответ: 1Заголовок программы; 2 раздел описаний – раздел модулей, раздел переменных var, раздел констант const; 3 тело программы, которое начинается с служебного слова (begin ) завершается служебным словом (end.)). Слайд 6
Дополнительный вопрос: Найдите ошибки в программе? Слайд 7
program PR;
var a, b: integer;
x, y: real;
begin
a := 5;
10 := x;
y := 7,8;
b := 2.5;
end.
( Ученик 3 ответ:1. имя переменной х должно быть слева от знака присваивания :=; 2. целая и дробная часть отделяются точкой;3. переменная х относится к типу integer, 4. а переменная у к real вещественный тип);
4. Что такое компьютерная графика? На что делятся компьютерные графические изображения? (ученик 5 ответ: компьютерная графика – технология создания и обработки графических изображений при помощи программных и аппаратных средств компьютера. Компьютерные графические изображения делятся на растровые и векторные) Слайд 8
5. Что применяется в программе для работы в графическом режиме? (ученик 6 ответ: Для включения графического режима необходимо в разделе описаний указать модуль graphABC, который содержит библиотеку команд (операторов); это линия, прямоугольник, окружность и т.д.). Слайд 9
Проверка итогов 1 и 2 группы. Молодцы ребята вы хорошо справились с этим этапом. Вы владеете теоретическими и практическими навыками темы алгоритмизация. Значит мы может идти дальше.
А теперь переходим к следующему этапу.
Давайте вспомним математику и тему координатная плоскость.
1 вопрос: Скажите, пожалуйста, в чём отличия графических координат разрешения экрана монитора и значений координатной плоскости, которые вы изучали в разделе математики. (Ответ: начало координат разрешения экрана монитора начинается с верхнего левого угла, а в математике мы учили, что в положительной четверти начало координат начинается с левого нижнего угла). Слайд 10
2 вопрос: Посмотрите образец программы, которая рисует «дом». Скажите, пожалуйста, из каких разделов состоит структура данной программы? (Ответ: 1Заголовок программы; 2 раздел описаний – раздел модулей, раздел переменных var, раздел констант const; 3 тело программы, которое начинается с служебного слова (begin) завершается служебным словом (end.)); Слайд 11
3 вопрос: К какой алгоритмической структуре можно отнести эту программу? (ответ: данную программу можно отнести к алгоритмической структуре следствие). Слайд 11
И этот этап пути вы прошли достойно, а значит вы владеете знаниями и навыками по теме графические возможности Pascal ABC.
В итоге ребята, знаниями, которыми вы владеете из курса математики и знания, которые вы получили на прошлом уроке, помогут вам пройти следующий этап пути.
А теперь немного отдохнём и наберёмся сил, чтобы продолжить путь дальше. Физкультминутка для глаз. Ваша задача следить глазами за солнышком и повторять движения. Начинаем. Слайд 12-14
Итак, ребята вы отдохнули, и мы можем двигаться дальше.
Мы с вами подошли к этапу достижения цели – это выполнение практического задания.
На слайде 15 отображён тот самый инструмент, к которому мы должны написать программу и отразить результат в графическом режиме в виде рисунка. Когда вы напишите программу запустите её на выполнение. В оставшееся время вы можете раскрасить получившийся рисунок. Вы можете воспользоваться Стандартными цветами сl в графике на сайте:
Результаты работы представлены на слайде. Слайд 18-19
И так ребята, сегодня на уроке вы создали с помощью программы свой необычный ключ.
Так пусть этот ключ откроет вам дверь в счастливую жизнь. Знаниям и умениям, которые вы получаете в гимназии, помогут вам ступить на эту дорогу счастья. Одним словом можно сказать, что Вы ребята являетесь Творцами своей жизни.
Сегодня на уроке вы все отлично справились с заданиями и заслуживаете оценки Отлично!
Домашнее задание: На сайте http://anna-pavlovna.ru/ будет размещена карточка с домашним заданием. Составить программу двух рисунков по выбору и записать программу в конспект. По желанию, вы можете придумать один собственный схематический рисунок. В тетради на координатной плоскости отразить получившийся рисунок и программу к нему.
До свидания. Желаю вам успехов.
Итог урока: Рефлексия.
Укажите смайлик вашего настроения
Ваше отношение к уроку? Понравился вам урок?
Отличное настроение, урок интересный, творческий.
Удачи, творческих успехов!
Отличное настроение, но возникло много вопросов
Будьте внимательны, творческих вам успехов!
На уроке было скучно и не интересно
Вам стоит обратить внимание на предмет и развивать свой талант! Удачи!