Логические величины, операции, выражения

Технологическая карта урока по информатике

на тему:”Логические величины, операции, выражения.  Логические  выражения в  качестве условий  в ветвлящихся и циклических величинах”  для 9 класса.

__Тема урока: Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвлящихся и циклических величинах.
Цель Формирование представления о разных способах представления графической информации.
ЗадачиОбразовательная: познакомить учащихся с логическими операциями, оператором ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале;
Развивающая: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные на других предметах и своей профессиональной деятельности.
Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики, воспитывать информационную культуру,внимательность, аккуратность, дисциплинированность, стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни и своей профессиональной деятельности, прививать чувство прекрасного.
УУД• ЛичностныеУУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
• Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
• Коммуникативные УУД:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- владеть информационной культурой.
• Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, на информационном носителе;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Планируемые результатыПредметные:
• Знать: способы записи логических операций.
• Уметь: записывать логические выражения в структуре программы.
Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Метапредметные: сформировать логическое мышление, умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль.

Основные понятияСтруктура программы, логические операции, логические величины, логические выражения, значение функции Odd(X) и trunc .
Межпредметные связи Математика, экономика.
Формы урокафронтальная , групповая, индивидуальная работа учащихся.
Технология Личностно-развивающая

План урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос учащихся .
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы.
4. Подведение итогов работы .
5.Домашнее задание

Ход урока
Орг. Момент. Проверка присутствующих
Фронтальный опрос
1. Как записывается заголовок программы на Паскале? Program (name)
2. Как записывается раздел описания переменных? Var
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? Целые и вещественные
4. Как записывается оператор присваивания? :=
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? Read (readln), write (writeln)

Логический тип данных BOOLEAN – символ
Описание логических переменных: VAR c :BOOLEAN ;
Использование логического типа BOOLEAN указывает, что переменная может принимать всего два значения TRUE – истина и FALSE – ложь, причём

FALSE THEN <оператор1>ELSE <оператор2>;
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи оператор ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!
Формат полного оператора ветвления:
if <логическое выражение>
then <оператор 1>  else <оператор 2>;

Формат неполного оператора ветвления:

if <логическое выражение> then <оператор>

Шаблон структуры программы ветвлящегося алгоритма

PROGRAM<название программы>;
VAR<описание переменных>;
BEGIN
IF<условие> THEN <оператор 1> ELSE <оператор 2>;
END.

Пример. Найти большее из двух чисел. (Числа вводятся с клавиатуры).
PROGRAM bolscheeizdvug;
VARa,b :REAL;
BEGIN
WRITELN (‘ведите 2 числа’) ; {пояснительная надпись}
READLN (a,b) ;
IF a>b {определение большего числа}
THEN WRITELN(a) {вывод результата на экран}
ELSE WRITELN(b);
READLN; {установка паузы для просмотра результата}
END.
Условный оператор может быть записан и в краткой форме.
Синтаксис оператора «не полное ветвление»
IF <условие> ТHEN <оператор> ;
БЛОК СХЕМА ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
PROGRAM<название программы>;
VAR<описание переменных>;
BEGIN
<оператор>
IF<условие> THEN <оператор >
END.
Пример: Введенное с клавиатуры число вывести на экран, если оно положительное и вывести его абсолютную величину (ABS) если число отрицательное. PROGRAMbolschee_iz_dvug;
VAR a : REAL;
BEGIN
WRITELN (‘ведите число’); {пояснительная надпись}
READLN (a) ;
IF a<0{определение знака числа}
THEN a :=ABS (a) ; { значение числа берётся по модулю}
WRITELN (a); {вывод результата на экран}
READLN ; {установка паузы для просмотра результата}
END.

Цикл со счётчиком (с параметром):
Когда заранее известно, какое число повторений тела цикла необходимо выполнить, используется циклическая конструкция -цикл со счётчиком. Счётчик это переменная величина, в которой что-либо подсчитывается.
Синтаксис конструкции цикл со счётчиком.

FOR <параметр цикла> := <выражение 1> TO <выражение 2> DO
<оператор> ;

БЛОК СХЕМА
Пример: Написать 20 раз слово ИНФОРМАТИКА.
PROGRAM kopirovanie;
VAR i : INTEGER ;
BEGIN
FOR i:= 1 TO 20 DO
WRITELN(‘ИНФОРМАТИКА’);
END.
ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
PROGRAM название программы;
VAR <описание переменных>;
BEGIN
RЕADLN (вводданных);
FOR i:= (нач.зн)TO (кон.зн)DO
ОПЕРАТОР 1 ; ОПЕРАТОР 2 ; ОПЕРАТОРn ;
WRITELN(вывод результата);
END.

Пример: Найти сумму натуральных чисел от 1 до 20.
PROGRAM sum ;
VAR i , summa : INTEGER ;
BEGIN
summa:=0;
FOR i:= 1TO 20 DO
summa := summa + i;
WRITELN(‘сумма равна’,summa);
END.

Логическое выражение:
• Простой формой логического выражения является операция отношения:
• < меньше, • > больше,
• <= меньше или равно, • >= больше или равно,
• = равно,
• <> не равно.
• Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
• not логическое отрицание (НЕ),
• and логическое умножение (И),
• or логическое сложение (ИЛИ),
• xor исключающее ИЛИ
• Порядок действий:
• Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Например, в магазине вам нужно выбрать туфли, размер которых r = 45, цвет color = белый, цена price не более 400руб.
Так условия наших примеров в алгоритме могут выглядеть таким образом:
(r = 45) и (color = белый) и (не (price>400))
if (r = 45) and (color=white) and (not (price>400))

Значение функции Odd(X) равно True, если X – нечетное число. (Проверяет параметр на нечетность.)
trunc определяет целую часть вещественного числа
odd определяет является ли оно нечетным(true)
Пример: Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является положительным».
program Boolean1;

var
a: integer;

begin
write(‘Введите число A: ‘);
read(a);
writeln(‘Число A является положительным – ‘, a > 0); {Простое высказывание.}
end.

Пример: Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является нечетным».
program Boolean2;

var
a: integer;
b : boolean;

begin
write(‘Введите число A: ‘);
read(a);
b := Odd(a);
writeln(‘Число A является нечетным – ‘, b); { Можно обойтись и без b }
end.
Пример: Дано целое число A. Проверить истинность высказывания: «Число A является четным».
program Boolean3;

var
a: integer;
b : boolean;

begin
write(‘Введите число A: ‘); { 6 }
read(a);
b := Odd(a); { False }
writeln(‘Число A является четным – ‘, not b); { True }
end.

Пример: Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Ровно одно из чисел A и B нечетное».
program Boolean10;

var
a,b: integer;
c :boolean;

begin
write(‘Введите число A, B: ‘);
read(a,b);
c := (Odd(a)) xor (Odd(b)); { Сколько скобок }
writeln(‘Ровно одно из чисел A и B нечетное – ‘, c);
end.
Пример: Даны три целых числа: A, B, C. Проверить истинность высказывания: «Число B находится между числами A и C».
program Boolean7;

var
a, b, c: integer;
b1, b2: boolean;

begin
write(‘Введите число A, B, C: ‘);
read(a, b, c);
b1 := (B > A) and (B < C); b2 := (B > C) and (B < A); { Надо учитывать оба варианта }
writeln(‘Число B находится между числами A и C – ‘, b1 or b2);
end.

Пример: Даны два целых числа: A, B. Проверить истинность высказывания: «Ровно одно из чисел A и B нечетное».
program Boolean10;

var
a,b: integer;
c :boolean;

begin
write(‘Введите число A, B: ‘);
read(a,b);
c := (Odd(a)) xor (Odd(b)); { Сколько скобок }
writeln(‘Ровно одно из чисел A и B нечетное – ‘, c);
end.

Составить программу нахождения корней квадратного уравнения

http://learnpascal.ru/vvedenie-v-paskal/boolean.html
Ответы к практической работе:
№ Х1 Х2
1 3,230139 0,1031947
2 1,464102 -5,464102
3 1,106107 -1,356107
4 Корней нет
5 Корней нет
6 1,6 0
7 2 -1,6
8 Корней нет
9 0,6872614 -1,131706
10 9,486833 -9,486833
Можно дать дополнительное задание:
Изменить программу так, чтобы ответ был с точностью до 2-х знаков после запятой.
6. Домашнее задание: Составить программу с логической операцией

Практическая работа

1. Составить и набрать программу на компьютере нахождения корней квадратного уравнения(КВ_УР).
2. Решить следующие квадратные уравнения и показать учителю их решения:

1. 3х2 -10х +1=0
2. 0,5х2+2х – 4=0
3. 4х2 + х – 6=0
4. 2х2 + 3х +8=0
5. х2 +4 =0
6. 5х2 -8х = 0
7. 1,5х2-0,6х – 4,8 = 0
8. -2х2+4х – 8 = 0
9. 9х2+4х -7 = 0
10. 0,1х2- 9 = 0

Ответы занесите в маршрутный лист.
3. Переделайте программу КВ_УР таким образом, чтобы в ней учитывался случай, когда D=0 и уравнение имеет один корень. Проверить для уравнений:
1. x2-6x+9=0 и 2. 6,25×2 +5x+1=0
4. Закрыть программу.

Оценивание:
1. За простое воспроизведение (набор программы) без проверки оценка «3»
2. За проверку работы программы на примерах, представленных учителем оценка «4»
3. За решение всех заданий и дополнительное изменение программы для случая D=0, оценка «5»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Полезные записи:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: