Тема: Назначение маркетингового исследования
Цель урока: ознакомиться с маркетинговым исследованием и его назначением.
Чтобы добиться устойчивого роста объема продаж, необходимо провести маркетинговое исследование. Основное назначение маркетингового исследования заключается в том, что на предприятии досконально изучают рынок, организации и людей, которые покупают товар или пользуются услугами.
Конечно, предприятие заинтересовано в тех потребителях, которые купят товар по цене, обеспечивающей получение прибыли в достаточном объеме и на протяжении длительного периода.
Следовательно, первая задача – определить целевой рынок.
Правильно составить правильно провести маркетинговое исследование помогут ответы на следующие вопросы:
По основной характеристике рынка вашего продукта:
- Какова емкость рынка?
- Какова степень насыщенности рынка?
- Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 5 лет?
- Что делает ваш продукт уникальным и почему покупатели предпочтут именно ваш продукт?
- Какова общая тенденция спроса на ваш продукт?
По сегментированию рынка:
- Какие принципы сегментирования рынка являются наиболее соответствующими вашему продукту?
- Какие сегменты и почему являются наиболее перспективными?
- Какие сегменты и почему являются для вас целевыми сегментами (целевыми рынками)?
- Что привлекает типичного покупателя данного целевого рынка (цена, качество, дизайн, дополнительные услуги и т. п.)?
По перспективам рынков:
- Какие из этих рынков имеют наиболее благоприятные перспективы (объем продаж, уровень цен)?
- Какие из этих рынков являются наиболее выгодными с точки зрения транспортировки товара?
- Какие страны представляют наилучший рынок с точки зрения потенциальных для вас проблем?
По прогнозированию продаж:
- На какую долю рынка вы рассчитываете?
- Какие продукты вы собираетесь продавать на выбранных вами рынках в будущем году?
- Какой объем продаж вы прогнозируете на этих рынках?
- Каков прогнозируемый рост продаж на этих рынках в ближайшие 5 лет?
Практические советы:
Опишите основные факторы, влияющие на рост рынка (например, тенденции развития отрасли, социально-экономические тенденции, правительственная политика и изменения в демографическом составе страны), дайте обзор предшествовавших тенденций развития рынка. Любые различия между прошлыми и проектируемыми тенденциями темпов роста рынка необходимо объяснить.
− Какие цены вы прогнозируете на каждом этапе реализации продукта?
Выбор маркетинговой стратегии занимает ключевое место на всем протяжении от возникновения бизнес- идеи до появления товара на рынке и его послепродажного обслуживания.
Выбор эффективного сочетания различных маркетинговых инструментов существенно зависит от особенностей жизненного цикла товара, стандартно представляемого четырьмя стадиями: разработка, выход на рынок, зрелость (насыщение), спад. Различают и сам тип жизненного цикла, поскольку в реальных ситуациях в зависимости от различных факторов кривые жизненного цикла могут весьма существенно отличаться от стандартного , классического вида (сезонная или кривая моды, гребешковая кривая, кривая продолжительного увлечения и т. д.).
Можно предложить следующую схему написания рассматриваемого вопроса.
Общая стратегия маркетинга. Опишите свою рыночную философию, миссию и стратегию компании, исходя из особенностей вашего продукта и каналов реализации в вашей нише рынка.
Опишите вашу ценовую политику с точки зрения взаимосвязи цены, доли
рынка и прибыли. Укажите любые скидки с цены, позволяющие стимулировать реализацию продуктов или услуги.
Опишите методы реализации (например, собственная торговая сеть , торговые представители, посредники), которые могли бы быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе.
Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий.
Если предприятие будет предлагать товар, который требует послепродажного обслуживания, предоставления гарантий или обучения персонала, то оцените степень их важности для покупателя и опишите, предложите решения всех этих проблем.
Реклама и продвижение товара на рынок. Здесь необходимо рассказать о своих планах участия в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок.
Следует составить расписание рекламной кампании и определить величину расходов на рекламу и продвижение товаров на рынок.