Основные алгоритмические структуры
Примерный конспект урока по информатике для учителя.
____________Тема: Основные алгоритмические структуры: следствие, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. 9 класс
Учитель Информатики и ИКТ: Щёголева А.П.
Цели:
Дидактическая: познакомить учащихся с алгоритмической структурой следствие и ветвление. Сформировать практические навыки составления и записи алгоритмических структур следствие и ветвление.
Развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, память, скорость реакции, смекалку.
Воспитывающая: воспитывать творческий интерес к изучению нового материала.
Средства обучения: презентация, программа Вычислительная математика и программирование.
План урока
Орг.момент (3 мин.)
Актуализация опорных знаний (7 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Закрепление материала(15 мин.)
Итоги урока (5 мин.)
Домашнее задание
Ход урока
Увеличить презентацию
Для переключения слайдов в интерактивной презентации, необходимо нажимать кнопкой мыши на слайды.
I. Орг.момент Проверка присутствующих. Сообщение темы и цели урока. Слайд 1
Актуализация опорных знаний – фронтальный опрос: слайд 2
1. Что такое алгоритм? (ответ: Алгоритм – это строго детерминированная (однозначная) последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд.)
2. Какими свойствами обладает алгоритм? (Ответ:
Ученик 1: Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов. Это свойство алгоритма называется дискретностью.
Ученик 2: Алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя. Это свойство алгоритма называется понятностью.
Ученик 3: Каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя. Это свойство алгоритма называется точностью.
Ученик 4: Еще одно важное требование, предъявляемое к алгоритму — это свойство конечности (иногда говорят — результативности) алгоритма. Это значит, что: Исполнение алгоритма должно завершиться за конечное число шагов.
Ученик 5: Массовость – алгоритм должен давать решение не только для конкретного набора значений, а для целого класса задач, который определяется диапазоном возможных исходных данных (область применимости алгоритма).
3. Способы записи алгоритмов?(Ответ: словесный, графический, с помощью программ)
4. Кто или что является исполнителем алгоритмов? (Ответ: Исполнителем алгоритма может быть как техническое устройство, так и живое существо.К примеру, человек, собака, компьютер, машина и т.д.)
Изучение нового материала Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трех базовых структур: следование, ветвление, цикл.
На этом уроке будут рассмотрены алгоритмические структуры : следствие (линейный алгоритм), ветвление, цикл. Слайд 3
1. Линейный алгоритм – это такой, в котором все операции выполняются последовательно одна за другой (рис. 1.).
2. Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий (рис.2). слайд 4
3. В алгоритмической структуре “цикл” серия команд (тело цикла) выполняется многократно.
Цикл – составная команда алгоритма, в которой в зависимости от значения логического выражения возможно многократное выполнение действия. слайд 5
Базовые структуры алгоритмов:
Характерной особенностью базовых структур является наличие в них одного входа и одного выхода.
Неполная форма алгоритма ветвления выглядит следующим образом:
ЕСЛИ <условие>ТО <действие >
IF<условие> THEN <ОПЕРАТОР>
Полная форма алгоритма ветвления выглядит следующим образом:
ЕСЛИ <условие>ТО <действие1 >ИНАЧЕ<действие2 >
IF<условие> THEN <действие 1>ELSE <действие 2> (слайд 6-8)
Если в комнате темно, тогда надо включить свет.
ЕСЛИ хочешь быть здоров, ТО закаляйся
ИНАЧЕ можешь часто болеть.
Цикл с предусловием (иначе цикл пока) имеет вид: (слайд 9)
Форматы записи операторов алгоритма |
Блок-схема |
Форматы записи операторов на Паскале |
Пока (условие) |
while условие do |
Цикл с постусловием (иначе цикл до) имеет вид:
Цикл с параметром (иначе цикл для) имеет вид:
Физкультминутка для глаз: слайд 10-12
Для просмотра физминутки – нажмите на изображение:
Увеличить
1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы
2. В среднем темпе проделать 3 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону
3. В среднем темпе посмотреть на лево, вверх, на право, вниз – проделать 3 и столько же в обратном направлении.
4. В среднем темпе проделать 6 круговых движений в форме восьмёрки.
Приведём примеры алгоритмов в виде блок-схем:
Пример: Алгоритм «Погода»
Словесная форма |
Блок-схема |
начало
конец |
Вся программа состоит из команд (операторов). Команды бывают простые и составные (команды, внутри которых встречаются другие команды). Составные команды часто называют управляющими конструкциями.
Закрепление материала: Для лучшего понятия и закрепления материала откроем программу Вычислительная математика и программирование и в разделе Курсы выберим тему алгоритмизация – далее урок Практикум 1. Ветвление в алгоритмах. Игра “Ежиные тропы”
Итог урока:
Решите тест. В каждом задании представлены варианты ответов, необходимо выбрать правильный ответ Слайд 15-16.
Домашнее задание: Составить примеры алгоритмов в виде блок-схем. Подготовить перечень вопросов с ответами по теме Алгоритмизация. Алгоритмические структуры.
Спасибо! Просто и Интересно!
Спасибо! Очень компактный урок.