Отчет по эксперименту
Тема: “Социально- экономическое образование учащихся гимназии как процесс их социализации”
Слайд 2. Экономическое образование школьников служит идеям гуманизации образования, воспитанию поколения людей, не враждебных законам рыночной экономики, позволяет развивать такие качества личности, как творческое отношение к труду, целеустремленность в решении задач по самореализации в жизни и профессии, т.е. выступает как один из важнейших аспектов самореализации.
Скачать презентацию
Слайд 3. Стратегия развития образования в гимназии направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики. Основными стратегическими целями развития образования в гимназии являются создание условий формирования личности способной обеспечить устойчивое повышение качеств жизни путем непрерывного образования и поддержки высокой готовности к самообучению, социальной и профессиональной готовности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности культуры, здоровья и межличностного взаимодействия.
Для достижения намеченных целей определен комплекс задач, охватывающий все уровни образования учитывающий индивидуальные способности и потребности граждан, общества и государства и выбранно еще одно направление экспериментальной деятельности гимназии: «Социально-экономическое образование учащихся как процесс их социализации».
Проект «Социально- экономическое образование учащихся как процесс их социализации» актуален, так как преподавание экономики в школе и перспективы развития данного направления связаны, прежде всего, с требованиями экономического воспитания и формированием новой экономической культуры. Поэтому, на основании решения педагогического совета №1 от 31 августа 2015 года, Положения «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования Рыбницкого района и г.Рыбница», Базисного учебного плана, Перечня учебных программ и учебных изданий («ПВП»№1-2) ,приказа директора №189/10 от 31 августа 2015 года, с целью внедрения инновационных форм обучения основам экономики; подготовки делового человека гуманитарно-развитого, обладающего качествами современного предпринимателя, менеджера; стимулирования развития у гимназистов высоких интеллектуальных, гражданских и нравственных качеств; создания условий для включения гимназистов в творчески-преобразующуюся продуктивную деятельность в социально-экономической сфере, а также с целью разработки организационно-педагогических условий, способствующих овладению рядом компетенций, составляющих основу качественной продуктивной деятельности, разработки и введению устойчивых структур по воспитанию и формированию функциональной экономической грамотности с учетом личностной ориентации учащихся, облегчающей их социализацию, посредством разработки образовательных программ непрерывного экономического образования для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс; развития интереса и кругозора учащихся была открыта внутренняя гимназическая экспериментальная площадка по теме «Социально-экономическое образование учащихся как процесс их социализации» .
Для работы экспериментального проекта была подготовлена программа с научным обоснованием, определены цели, задачи и гипотиза ЭД, проведен анализ кадрового состава и используемых учебно-методических комплектов и направлений внеурочной деятельности МОУ «Рыбницкая русская гимназия»,
- учебные программы;
- учебно-методические материалы;
- вспомогательные материалы;
- учебные задания;
- база проверочных тестов;
- модельные курсы и материалы для дистанционного образования;
- сетевые образовательные программы.
Интерактивные и новостные рубрики:
- on-line видео;
- on-line тесты;
- форумы, дискуссии;
- ленты профессиональных новостей.
Мультимедийное обеспечение и тестовые системы
– Изучен фактор выбора спецкурса «Экономика» в гимназической программе учащимися разных ступеней знаний, целью которого являлись:
-определение уровня заинтересованности и факторов выбора для изучения в гимназической программе спецкурса «Экономика»
-использовались методы диагностики:
- Анкета «Мой выбор»
- Контент-анализ для обработки полученных данных
В рамках психологического сопровождения учащихся экспериментального проекта «Социально-экономическое образование учащихся как процесс их социализации» с учащимися гимназии (на разных ступенях знаний) проводилось анкетирование «Мой выбор». В анкетировании приняли участие 92 учащихся из 131 набранных в экспериментальные группы.
Слайд 4. Анкета состояла из следующих вопросов:
- По каким причинам Вы выбрали «Экономику»?
- Интересовало ли Вас экономическое направление ранее?
- Что вы ожидаете от изучения данного предмета?
- Чем полезно изучение предмета для Вашего будущего?
- Оцените свое настроение на уроках экономики по шкале от 1 дл 10 баллов (1 – плохое,10 – отличное).
В ходе обработки полученных данных при помощи контент- анализа были получены следующие данные.
Слайд 5. По первому вопросу, «По каким причинам Вы выбрали «Экономику»?:
– чтобы учиться экономить время и деньги – 36 %
– интересный предмет – 12 %
– для будущей профессии – 40 %
– для общего развития – 12%
Слайд 6. По второму вопросу «Интересовало ли Вас экономическое направление ранее?»:
– да – 57%
– нет – 43%
Слайд 7. Третий вопрос «Что Вы ожидаете от изучения данного предмета?»
– знания, которые пригодятся для поступления (будущая профессия) – 45%
– получение знаний об экономической ситуации в мире – 33%
– теоретические и практические знания для жизни – 22%
Слайд 8.Четвертый вопрос «Чем полезно изучение предмета для Вашего будущего?»:
– личный интерес (практическое применение в жизни) – 38%
– профессиональный интерес (будущая профессия, карьерный рост)- 62%
Пятый вопрос «Оцените свое настроение на уроках экономики по шкале от 1 до 10 баллов» показал, что у 89,5% участников экспериментального проекта на уроках экономики преобладает отличное и хорошее настроение, соответственно, можно предположить, что уровень учебной мотивации является высоким.
Результаты анкеты показали положительное отношение учащихся к предмету, личную и профессиональную заинтересованность в изучении предмета, а также, исходя из шкалирования настроения на уроках, психологически благоприятную атмосферу в ходе учебного процесса.
Результаты экспериментальной площадки утверждены решением педагогического совета (протокол №1 от 30.08.2016г), признаны положительными и рекомендовано ходатайствовать перед УНО о реализации эксперимента на муниципальном уровне.
В 2016-2017 учебном году гимназия была включена в муниципальный проект( Приказ № от )
На занятиях по экономике в гимназии уделяется большое внимание требованиям ГОС, а именно, системно-деятельностному подходу в организации подготовки занятия и формированию универсальных учебных действий учащихся.
Данные требования реализуются через применение в обучении метапредметного подхода, путем организации межпредметных проектов.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Поэтом основной целью социально-экономического образования и воспитания гимназистов является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.
Слайд 9-10. Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:
- социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
- поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
- гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
- развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, – достижение собственной цели.
- осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни;
слайд 11. Регулятивные универсальные учебные действия формируются в
процессе экономического воспитания. У гимназистов вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности: это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Слайд 12. Познавательные универсальные учебные действия.
С учетом возрастных особенностей гимназистов раскрывается сущность экономических понятий и явлений. За период обучения у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения – понятия становятся более полными и точными.
Высокий результат понимания дает проблемный характер обучения, способствующий развитию познавательного интереса.
На уроках экономики, применяя информационные технологии, реализуется активно-деятельностный подход при выполнении исследовательских работ, при решении задач из различных областей, таких как информатика, математика, история, экология и т.д. В результате такой деятельности учащиеся формируют навыки формулировки и решения задачи, а также умение оценивать свой результат.
Учитель экономики Щеголева А.П. опыт своей работы успешно применяет на практике и делится с коллегами.
Реализация учителем целевых установок способствует успешному решению ряда практических задач:
Слайд 13.- применение на уроках интерактивных тренажеров и онлайн-тестов размещённых на персональном сайте – http://anna-pavlovna.ru/test-rol-deneg-v-rynochnoj-ekonomike ;
Ученики имеют возможность после завершения выполнения онлайн-теста оперативно получить результат, а также демонстрируются неправильные ответы.
Для реализации такой задачи в образовательном процессе применяются автоматизированные программы, к примеру, Excel.
Слайд 14. Ученики гимназии на уроках экономики, работая над исследовательской работой, разработали экономическую модель «Автоматизированный расчёт экономии денег». В модели рассчитывается расход потребляемых ресурсов воды, света и газа в течение года. Также делается сравнительный анализ экономии денег по отношению к предыдущему месяцу. Тем самым, учащиеся формируют навыки бережного отношения к потребляемым ресурсам и рациональному расходованию денежных средств.
Слайд 15. В практических работах, используя электронную таблицу Excel, учащиеся создают автоматизированные экономические модели, к примеру, «Модель конвертации валют». В ходе создания модели учащиеся применяют опыт чтения формул, как математических, так и экономических. У них формируется понятие алгоритма конвертации валюты и умение автоматизировать экономические процессы.
Решение практических задач нахождения процента по кредиту и депозиту, учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках математики. Учащиеся смогут в дальнейшем применить их в повседневной взрослой жизни.
Слайд 16. Коммуникативные универсальные учебные действия
Групповая работа позволяет создать более широкие контакты между учащимися. Работа в группах позволяет реализовать формирование необходимых коммуникативных навыков, таких как умение слушать, выражать свое мнение и аргументировать его, умение смотреть на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Анализируя экономическую ситуацию, ученики применяют мозговой штурм. В ходе занятия ребята могут на практике изучить процедуру принятия решения; осознать разницу между индивидуальными и коллективными решениями; понять, что все вместе и каждый в отдельности, мы несем ответственность за выбранное решение. В ходе дискуссии они учатся доказывать свое мнение и выявлять оптимальное решение.
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретают характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, широта профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
– В течении всего периода непрерывный процесс обучения школьников экономике в «МОУ Рыбницкая русская гимназия№1» проводился по следующим програмам.
– Экономика (система Л. В. Занкова). 1–4 классы (авторы: Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова).
Экономика 5-6кл., Экономика 7-8 кл., Экономика 9-11 кл. автор И.В.Липсиц, 2002 года.
Настоящая рабочая программа по экономике для 5-11 классов ориентировано на использование учебника И.В.Липсица «Экономика», 1-2 часть, 2003, методическое пособие, автор Е.В.Савицкая «Уроки экономики в школе», 1-2 часть. А также дополнительных пособий для учителя:
- Автономов В.С. Экономика. Учебник для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2006
- Кайзер Ф.-Й. и др. Экономика: Учебник для 10-11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2006
- И.В. Липсиц «Введение в экономику и бизнес», 1998 г.;
- С.С. Носов «Основы экономики», 2002 г.;
- Савицкая; Т.О. Айман, «Защита прав потребителя»,2004 г.
- Экономика и экология в начальной школе Пособие для учителя. Л.М.Кларина. 1997 г.
- Уроки гнома Эконома и феи Экологии. Л.М. Кларина. 1997г.
- Удивительные приключения в стране экономика, И.В. Липсиц, М. Вита- Пресс, 2002г
- Путеводитель по стране Экономика. Корлюгова Ю.Н. М. Вита-Пресс, 2000г.
- 32 урока по экономике. Замек М.Я. – М. Вита – Пресс, 1995г.
- Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности, И.В. Липсиц М., Вита -Пресс, 2000г
- Экономика, И.В. Липсиц М., Вита -Пресс, 2000г
- Уроки экономики в школе. Савицкая Е.В. кн.1. М. Вита-Пресс,1998г.
- Уроки экономики в школе. Савицкая Е.В. Серегина С.Ф. кн.2. М. Вита-Пресс,2003г.
- Основы экономической теории, под ред. С.И. Иванова, М., Вита – Пресс, 2003г.
- Практикум по основам экономической теории, под ред. С.И. Иванова. – М. Вита _ Пресс 2003г.
- Практикумы для 5-6 классов, Е.В. Медведева, М. 2005г
-использовались мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии , различные дидактического средства.
За период проведения эксперимента по экономике были проведены следующие мероприятия:
Слайд 17. – проведен анализ практического опыта, разработана элетронная рабочая тетрадь «Занимательная экономика для школьников»;
– проведены открытые уроки на неделе кафедры начальных классов. Темы: «Многообразие потребностей» «Бюджет семьи»;
– участие в республиканском семинаре начальных классов, темы уроков: «Деньги, Банки и Банковская система»;
– проведены викторины в 4 классе, 5 классе;
– проведены экономической игры «Своя игра» на тему «Деньги» в 7 и 8 классах;
– участвовали в городской викторине «Школа финансиста» 10 класс в ЦДЮТ (2 место);
– проведен круглый стол (городской уровень) на тему «Финансовая система ПМР» в рамках финансовой грамотности населения с учащимися 2, 6, 9, 10 и 11 классов с участием представителей налоговой службы, финансовых органов, банковских служб.
– участие в семинаре на тему «Формы организации досуговой деятельности в условиях реализации ГОС». Было дано открытое занятие по экономике на тему «Ограниченность в ресурсах», где были рассмотрены такие вопросы как: потребности и их виды, ограниченность ресурсов, неограниченность потребностей, хозяйство, предприятие, экономический выбор, ограниченность ресурсов, проблема выбора.
Слайд 18. Ученики Анны Павловны в городской конференции заняли второе место с научно-практической работой по теме: «Энергосберегающие технологии – путь к успешному развитию ПМР».
Преподавание курса ведется с применением современных технологий, которые позволяют более эффективно достичь цели в изучении основных терминов и умении анализировать ситуации и экономические явления:
- Современные интерактивные компьютерные технологии;
- проектная технология;
- групповая работа;
- исследовательская технология;
- элементы игровой технологий.
Проведены заседания Совета по реализации ЭД и заслушаны следующие вопросы:
– «Социально-экономическое образование учащихся как процесс их социализации» (Ганзелюк Р.Л.)
– «Оформление проектных идей обучающихся в проекты и реализация локальных проектов разного типа» (Щеголева А.П.).
-Доклад на тему: «Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции» (Щеголева А.П.).
– «Трудовое и экономическое образование гимназистов» ( Ганзелюк Р.Л.)
-«Экономическое образование на уроках математики» (Балабан Л.А.)
– «Изучение творческого потенциала личности с использованием проективных методик» (Жуткевич С.С.)
– « Интегрированные уроки экономики в начальной школе» ( Добровольская О.А.)
– «Инновационные формы организации и методика обучения основам экономики» ( Щеголева А.П.)
– «Итоги и анализ работы внутригимназического этапа экспериментальной деятельности и определение основных направлений экспериментальной деятельности по введению и апробации экспериментального проекта «Социально-экономическое образование учащихся как процесс их социализации» на 2016-2017 учебный» год (Ганзелюк Р.Л.)
– Участие в городском научно-методическом Совете с докладом: «Социально-экономическое образование учащихся» в 2016 году
Планируется в 2016-2017 уч. году:
– разработка дидактического материала, тестовых заданий для web – сайта
– выступление с докладами на заседании кафедры естественно-математического направления
-выступление на научно-методическом совете
– выступления на заседаниях Совета по реализации эксперимента.
– подготовка интерактивного тренажера по экономике.
Наработанный пакет материала по экономике может быть распространен в образовательных школах города и района.
Слайд 19.Образование как одна из отраслей хозяйства страны входит в рынок, живет по его законам. Школа – первичное звено системы образования. Поэтому в новых условиях основная задача педагогов, используя весь богатейший опыт, накопленный педагогической наукой, давать ученикам определенную сумму знаний не только по той или иной специальности, но и знаний по экономике, умений их использовать на практике, мыслить экономическими категориями и соответствующим образом вести себя в жизни, в трудовой деятельности.
Слайд 20. Спасибо за внимание.