Информационный сайт учителя Информатики и Экономики

Щёголевой А.П.

В помощь учителям, ученикам и деловым людям

Экономика базовый курс 9 класс. Учебник Липсиц И.В.
Цели:
дидактическая: Дать понятие, потребитель и потребительское поведение, теория поведения потребителя.
развивающая: развитие познавательного интереса экономического мышления учеников.
воспитательная: воспитать экономически грамотного и ответственного гражданина рыночного общества.

План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Объяснение материала.
4. Подведение итогов занятия.
5. Домашнее задание.

Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Проверка присутствующих. Сообщение цели урока.
Объяснение материала:

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
Перед каждым потребителем стоят три вопроса:
1. Что купить?
2. Сколько стоит?
3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя.
Эти три проблемы – полезность, цена и доход – и составляют содержание теории поведения потребителя.

Схема: Теория поведения потребителя


Увеличить схему

Многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем. С одной стороны это определяется заложенным в человеке психологическим компонентом, а с другой – повышением напряжённости жизни, её социально-экономической атмосферой.
И всё-таки, несмотря на большую долю непредсказуемости и алогичности в поведении потребителя, экономисты должны строить прогнозы и планы для того, чтобы максимально удовлетворить потребности каждого из нас.
Факторы, которые определяют поведение потребителя:
1. суверенитет;
2. рациональность;
3. системность преимуществ;
4. ограниченность дохода;
5. цены на товары и услуги.
Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя (Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение, а в подтверждение ответственности этого решения отдает производителю за понравившийся товар некоторое количество «голосов» (рублей, долларов и т. д.).).
Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора. В действительности, однако, такая свобода существует далеко не всегда. Ограничения свободы выбора могут быть весьма различны по масштабам и формам:
1. введения карточной системы (т. е. нормирования потребления некоторых, а иногда даже всех товаров);
2. законодательного запрещения производства и потребления каких-либо товаров.
Мотивы этих ограничений также могут быть различны:
1. чрезвычайные обстоятельства (война, голод, стихийное бедствие и т. д.);
2. желание уберечь потребителя от «плохого» с точки зрения общества товара (наркотиков, алкоголя, табака);
3. стремление обеспечить людям равенство в потреблении, чтобы добиться гармонии в отношениях и «всеобщего счастья».
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, каждое из которых, выбирая товары, ставит перед собой определенную цель: исходя из своей покупательной способности приобрести различные блага в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное общее удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя в теории потребления называется рациональным. При этом предполагается, что рынок обеспечивает свободу потребительского выбора.
Установив, что полезность является целью потребления, мы должны признать, что существуют определенные ограничения, которые не дают людям возможности потреблять все, что они хотят:
1. цены на товары;
2. размеры потребительского бюджета.
Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью (MU — marginal utility). В свою очередь, сумма полезностей отдельных частей блага дает общую полезность (TU — total utility). Тогда предельная полезность — это прирост общей полезности при увеличении объема потребления блага на одну единицу.
Почему с ростом потребления некоторого блага его предельная полезность убывает?
В конце прошлого века ряд экономистов, работавших независимо друг от друга (Джевонс, Менгер и др.), обосновали принцип убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше прирост полезности, получаемый от единичного приращения потребления этого блага. Впервые этот принцип был сформулирован немецким экономистом в 1854г. и получил в дальнейшем название первого закона Госсена.

Подведение итогов занятия. Приведете примеры поведения потребителя на рынке и его покупательской способности.
Домашнее задание: Выучить основные определения, привести примеры потребительского поведения потребителя.

Поделиться ссылкой с друзьями:

Написать комментарий