Информационный сайт учителя Информатики и Экономики

Щёголевой А.П.

В помощь учителям, ученикам и деловым людям

Урок русского языка в 4 классе по программе — Школа 2100.
Цели:

Образовательные:

  • на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
  • составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им;
  • уметь различать и правильно писать окончания в Р.п., Д.п., П.п.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

 Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.
  • Оборудование: презентация — скачать , интерактивная доска, проектор.

 

1.Организационный момент.                  Слайд 1.

Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня… К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.

 

Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок.       Слайд 2
Будем знания добывать. Чтоб с успехом применять!

—  Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на работу.

— Сегодня  9 декабря. Девятое – проверяемая гласная е, проверочное слово девять, непроверяемые гласные е и а. Классная работа – в слове классная удвоенная согласная с, непроверяемая буква а.

— У вас на столах лежат карточки личных достоинств, поставьте плюсик в первой графе, какие вы цели ставите на начало урока. А в конце урока мы вернемся и посмотрим, достигли ли вы эти цели. Слайд 3.

 

Карточка личных достоинств. Я хотел бы достичь У меня получилось
Работать старательно и активно    
Выполнять запись в тетради аккуратно    
Выполнять все задания без ошибок    
Порадоваться за товарища    

 

 

 -На уроке вы будете сами  оценивать каждый вид работы, а результаты записывать в таблицу. Слайд 4.

 

Оценочный лист

Вид работы

Оценка

1. Диктант «Да, нет»  
2. Улица «Каллиграфическая»  
3. Словарные слова  
4. Лагерь «Склонения»  
5. Учебный центр  
6.Улица Существительная  
7. Фабрика слов (график)  
8. Тестирование  
                                         Итого  

 

Слайд 5.

-Я приглашаю вас и гостей совершить путешествие по необычному городу.

-Чтобы войти в него нам надо ответить на вопросы. Вы готовы?

Игровое целеполагание.   (Проводится игра “Верите ли ?”) Дети должны ответить «Да» или «Нет»

  • Существительное – это часть предложения.
  • Отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?”
  • Обозначает признак предмета.
  • Изменяется по падежам?
  • Изменяется по числам?
  • Изменяется по родам?
  • В русском языке пять падежей?
  • Ко второму склонению относятся сущ.м.р.с нулевым окончанием.
  • К третьему склонению относятся сущ.ж.р. с нулевым окончанием?

 Проверяем:  Нет, да, нет, да, да, нет, нет, да, да.   Слайд 6.

 

 

2. Минутка чистописания.                      Слайд 7.

Улица  Каллиграфическая.           

Нам нужно отгадать  слово. Сначала записываем буквы, из которых должно получится слово.

  • Ø Безударная гласная в слове заиграл.                                                И
  • Ø Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы м.           Н
  • Ø Парная согласная в слове варежка.                                                Ж
  • Ø Гласная в приставке слова прекрасный.                                         Е
  • Ø Суффикс в слове интересный.                                                        Н
  • Ø Безударная гласная в слове бежать.                                              Е
  • Ø Мягкая согласная в слове грядка.                                                    Р

—  На какой слог падает ударение? Какие буквы нужно запомнить? И, Е

Инженер – профессия человека, у которого высшее техническое образование.

Выставите себе оценки – правильно ли вы записали все буквы?

 

 

— Давайте составим другие закодированные словарные слова   Слайд 8.

 

  а б в г
1 паль же да кар
2 фель го мор лать
3 ковь се то ри
4 зонт по да бе

 

1а 3в                 Пальто

2в 3а                Морковь

1г 3в 2а           Картофель

1б 2г               Желать

4г 3б 1в         Беседа

2б 3г 4а        Горизонт

4б 2б 4в       Погода

—  Какое слово лишнее? Почему?    Выставите себе оценки

-Распределите оставшиеся  слова по склонениям

1 скл. Беседа, погода

2 скл. Картофель, горизонт, пальто

3 скл. Морковь

Выставите себе оценки – правильно ли вы записали все словарные слова.

 

3. Актуализация  знаний.                    

 

Сегодня на уроке мы с вами распределимся  на 3 группы по типу склонения, 1 скл, 2 скл, 3 скл. И будем работать в группах-бригадах, в конце урока мы должны разработать «Памятку» по правописанию безударных окончаний им.сущ. в  ошибкоопасных словах.                  

 

 Слайд 9. Улица Орфографическая

 

-Какая орфограмма пропущена в словах?

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

 

-Найдите «лишнее» слово.

Сестра, ходьба,зелень, стена.

-По какому грамматическому признаку имени существительного вы  исключили слово зелень?

 

-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

—  Вот какие рисунки нарисовали дети,  как они представляют себе слова 1 склонения.

 

 

 

Слайд 10.   -Какая орфограммы пропущена в словах?

-Найдите «лишнее» слово.

Стекло, сердце, светильник, земля.  

-Почему исключили слово земля?

-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

— Вот какие рисунки нарисовали дети,  как они представляют себе слова 2 склонения.

 

 

Слайд 11. -Какая орфограммы пропущены в словах?

-Найдите среди этих слов «лишнее».

Площадь, цепочка, местность, лошадь.      

-Почему слово цепочка лишнее?                                    

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

— Вот какие рисунки нарисовали дети,  как они представляют себе слова 2 склонения.

 

 

Лагерь «Склонения».                                   Слайд12.

Упражнение в распознавании слов разных по склонению.

— Мы в лагере «Склонения». Нам надо расселить слова в корпуса по типу склонения, определить склонение и падеж

В окно, у сосны, в тиши, на дне, в стране, на цепи, у коня, в глуши, с Ильёй.    Слайд13.

Выставите себе оценки

 

Распределение по склонениям:           Слайд 14.

В этих словах мы слышим ударные окончания, значит,  при их написании мы не будем испытывать трудности

 

 

4. Постановка проблемы.

Аллея Предложений.                               Слайд 15.

 

— На дорожке деформированное предложение.

— Составить предложение из этих слов.

— Будут  ли у нас затруднения при написании окончаний у им.сущ.?

— Почему в окончании этих слов ошибкоопасные места? Значит мы должны разработать памятку по правописанию безударных окончаний имён существительных  в Р.п., Д.п., П.п. и уметь различат, где пишется окончания  — е-, а где -и-

 

Проблема, тема урока.                             Слайд 16.

 

-Значит  тема нашего урока?

«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в Р.п., Д.п., П.п.»

 

 

 

Слайд 17 Чтобы правильно написать безударное окончание, надо сначала определить склонение и падеж, вспомнить окончания и написать их правильно. Значит,  когда нужно будет вставить падежное окончание имени сущ., эта орфограмма будет звучать —  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

 

Улица Правильная.                                  Слайд 18.

-Попадаем на улицу Правильную.

— Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имен существительных?

— Это первый способ проверки написания этой орфограммы.( на слайде появляется первый способ).

— Существует ещё и второй способ правописания этой орфограммы.

-Сейчас в поликлинике мы найдем лекарство для нашей орфограммы.

 

  Поликлиника.                                        Слайд 19.                                      

-Какие слова стали бы ключом к решению проблемы написания безударных падежных окончаний?

— Это опорные слова для определения  безударного падежного окончания имени существительного- второй способ.

— Давайте применим это знание на наших словах.

                                                                    Слайд 20.

На слайде эти же слова с безударным окончанием проверяются с помощью опорных слов.

 

 

ФИЗМИНУТКА                                                                    Слайд 21.

Сейчас давайте отдохнём и проведём музыкальную физминутку, одновременно физминуткой для глаз, чтоб снять усталость и немного взбодриться.

 

5. Учебный центр. Работа по учебнику.                                                             Слайд 22.

Слайд 23

Выбрать существительные по склонениям и написать их в Р.п., Д.п., П.п. вместе с предлогами.

Картофель, морковь, портфель, тетрадь, помощь, площадка, помощник,  мышка, мышь, помощница.

Слайд 24. Слово предоставляется 1 бригаде

Слайд 25. Слово предоставляется 2 бригаде

Слайд 26. Слово предоставляется 2 бригаде

Выставите себе оценки

 

 

6.Первичное закрепление.                    Слайд 27.

 

А сейчас мы применим новое знание для грамотного написания безударного окончания.

-Вот улица Существительная. Здесь   живут Буратино и крокодил Гена. В дом Буратино мы поселим слова с окончанием –е, а в дом Гены слова с окончанием –и.

         

  На слайде появляются слова:  Слайд 28.

на дубе, от злости, в поле, из бочки, в озере, на воле, в зелени, у дичи, по дорожке, к изгороди.

При ответах, когда будете вставлять окончания, при появлении слова, которое относится к 1 склонению, отвечают дети из 1 бригады, при появлении слова 2 склонения – отвечают дети из 2 бригады, анологично, при появлении слова из 3 склонения – отвечают дети 3 бригады.

 

Слайд 29. – распределение слов по склонениям с безударным окончанием.

Выставите себе оценки – правильно ли вы вставили окончания имён сущ.

 

 

7.Алгоритмизация нового знания.      Слайд 30.

На слайде появляются  части алгоритма по проверке безударных падежных окончаний имён существительных.

-В какой последовательности мы должны действовать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание? Используется 2 способ проверки.

РАБОТА В БРИГАДАХ.

На слайде выстраивается  схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

                    Алгоритм:

1.Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

2.Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.

3.Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.

4.Проверяю, обозначаю орфограмму графически.

 

Значит, как надо действовать, чтобы не допустить ошибку  в правописании безударного окончания имени существительного?    Выстроим алгоритм 2 способов проверки.

Слайд 31.

 

 

8.Самостоятельная работа.

 —Это Фабрика слов.                                  Слайд 32.

-Нарисуйте график безударных окончаний.

На слайде появляется график.

— У кого получился  такой же график – поставьте себе оценку.

 

 

9. Вывод для составления  ПАМЯТКИ.     

 

А) творческое задание (сочинение стихов)

Бригадирам я  давала на дом  сочинить стихотворения для лучшего запоминания окончаний Р.п., Д.п, П.п., пожалуйста бригадиры проявите соё творчество.

 

Б) творческое задание (рисование)

Сейчас каждой бригаде будет дан рисунок, который нужно докончить, правильно дорисовав нужное окончание.

 

В) составление памятки.                 Слайд 33.

 

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п

-и-, -ы-

 

-и-

Д.п.

-е-

 

-и-

П.п

-е-

-е-

-и-

 

 

 

10.Диагностика. Выполнить тест.   

Мы с вами попадаем  «Центр занятости  населения», где вы должны применить знания, полученные на уроке                                                                                     Слайд 34. 

 

Тест                   Слайд 35.

  1. 1.     Имя существительное – это …

а) часть речи       б) часть слова         в) часть предложения

  1. 2.     У имён существительных есть…

     а) 2 склонения       б) 3 склонения         в) 6 склонений

 

  1. 3.     Имена существительные изменяются по …

 а) родам и числам       б) склонениям и падежам         в) падежам и числам

 

  1. 4.     В какой строчке все существительные относятся к одному склонению

          а) вода, речь, дядя       б) конь, площадь, степь         в) стул, окно, пень

 

  1. 5.     Каким членом предложения является существительное в В.п.

а) подлежащим       б) сказуемым         в) второстепенным членом

 

  1. 6.     Выбери строчку, где все окончания -и-

а) в Сибир…, по математик…, из библиотек…

б) в жидкост…, ради дочер…, по площад…

в) по дорог…, в стакан…, из рощ…

 

 

  1. 7.     Выбери строчку, где все окончания -е-

а) в стакан…, об оценк…, на иномарк…

б) в ине…, от берёзк…, к берёзк…

в) к внучк…, о голуб…, на сирен…

                 

 

ПРОВЕРКА ТЕСТА                                Слайд 36.

Выставите оценки                                    Слайд 37.    

 

11.Итог урока.

-Тема нашего урока?

-Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

-На память от себя я хочу подарить вам памятки , которые мы разработали на нашем уроке. Это будут ваши ключики,  с  помощью, которых   вы  сможете открыть дверь в безударные окончания  имён существительных с окончаниями -е-, -и-.

Оценивание  подсчитайте и выставите себе среднее арифметическое всех оценок

 

12.Рефлексия. — У вас на столах лежат карточки, где вы ставили плюсики в начале урока , а поставьте плюсики в во второй  графе, если вы достигли те  цели, которые ставили в начале урока.

 

13. Домашнее задание. С. 104,  упр. 236* — вставить окончания имен сущ., определить склонение и падеж.  Что обозначает звёздочка в номере упражнения?               Слайд 38.

 Слайд 39.      Спасибо   за  работу. Урок окончен. 

Урок русского языка в 4 классе по программе — Школа 2100.

Поделиться ссылкой с друзьями:

Написать комментарий