Информационный сайт учителя Информатики и Экономики

Щёголевой А.П.

В помощь учителям, ученикам и деловым людям

Тема: «Задачи и структура системы Государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования. Понятия качества образования и его правовые основы» по дисциплине Менеджмент в образовании.

Содержание

 

Введение
3
       I. Сущность управления. Виды, формы и методы контроля в системе образования  

4

   II.
Государственно-общественная система управления образованием
7
 III. Правовой статус руководителя государственной (муниципальной) организации образования  

10

IV. Понятие «качество образования» 11
Заключение 14
Список литературы 15

 

Введение

Образование является обладающей стратегическим значением и приоритетно развиваемой сферой деятельности, лежащей в основе развития личности, общества, государства.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Приднестровской Молдавской Республики.

Целью образования является удовлетворение потребностей личности во всестороннем развитии для реализации всех своих способностей, повышения качества своей жизни и работы, приумножения на этой основе экономического, культурного и духовного наследия для обеспечения социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики.

В задачи обучения и воспитания как составных частей образования в условиях демократического правового государства входит подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, профессиональными навыками, проникнутых идеями гуманизма, миролюбия, патриотизма, социальной справедливости, соблюдения общепризнанных гуманистических ценностей, прав и законов.

Образование в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется в соответствии с настоящим Законом, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики и нормами международного права.

Организация образования – юридическое лицо, осуществляющее образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности (на основании лицензии и (или) свидетельства о государственной аккредитации, и (или) специального разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности) в соответствии с целями, ради достижения которых оно создано.

Цель изучения темы: формирование представлений о системе государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования, структуре государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ, понятия о качестве образования.

Целью ГОУО является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.

Объектами государственно-общественного управления является система образования и ее структурные элементы, то есть вся система отношений, взаимодействия и совместной деятельности государства и общества (в лице граждан и их объединений) в сфере образования.

  1. Сущность управления. Виды, формы и методы контроля в системе образования

Управление и педагогический менеджмент  в педагогической науке и практике все более усиливается.  Появляется стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление — это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Наибольший управленческий потенциал сосредоточен у государства.

Содержание управления — это наряду с выработкой мотивированного решения планирование (разработка плана действий по достижению поставленных целей), организация деятельности по выполнению принятого решения, налаживание коммуникаций (информационных связей, сбора, анализа и обмена информации) и контроля за ходом выполнения управленческого решения и достижением намеченных профессиональных целей.

Объектами управления могут быть социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования ПМР, управления образования города и района.

Контроль как функция управления объективно необходим. Контроль — это система наблюдения и проверки процесса профессионального функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров, скорректировать поведение подконтрольного объекта.

Как и в других областях общественной деятельности, в сфере образования осуществляется контроль реализации решений, плана намеченных действий, утвержденных целевых программ.

Целью контроля является разработка и осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного способствовать максимальному снижению и ликвидации возможных нежелательных профессиональных (образовательных), экономических, финансовых и других последствий выявленных недостатков и нарушений.

В процессе контроля решаются следующие задачи: выбор конкретного объекта контроля; определение контролируемых параметров (направления развития системы образования в целом и данного образовательного учреждения, утвержденные показатели и сроки); применение наиболее эффективной методики контроля; выявление и документальное оформление отклонений; подготовка предложений о принятии необходимого управляющего воздействия; утверждение соответствующим руководителем предложенного управляющего воздействия и организация его осуществления.

С позиций науки контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений, законов, постановлений, приказов, инструкций, положений, правил, заданий, норм, целевых программ, методических указаний, уставов и других локальных нормативных актов.

На практике не существует контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и вида, в том числе административный, технический, экологический, профессиональной деятельности (например, образовательной), экономический, финансовый и другие специализированные виды контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды — государственный и негосударственный. По регламенту осуществления контроль подразделяется на внешний и внутренний, на обязательный и инициативный.

По времени проведения и проверяемому периоду контролирующие органы осуществляют следующие формы контроля:

— предварительный контроль — в ходе обсуждения, подготовки, принятия управленческого решения;

— текущий контроль — в ходе реализации управленческих решений, путем проверки выполнения намеченных действий и сроков;

— последующий контроль — по окончании срока действий управленческого решения путем анализа и проверки достижения намеченных целей, эффективности использования для этого материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявления размеров и причин отклонений от заданных параметров, установления возможных негативных последствий.

Отдельное контрольное действие принято называть методом. По способу организации различают следующие методы контроля: обследование, анализ, экспертиза, наблюдение (мониторинг), надзор, ревизия и проверка.

Наибольший эффект достигается проверяющими, применяющими такие оправдавшие себя на практике методы контроля, как:

— плановая и внезапная проверка;

— тематическая и комплексная проверка;

— документальная и фактическая проверка;

— выборочная и сплошная проверка;

— сквозная и встречная проверка.

Организация образования обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, подборе и расстановке кадров и иной деятельности в пределах, определенных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, типовым положением о соответствующем типе и виде организации образования и ее уставом.

Организация образования свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ею образовательным программам в рамках соответствующего государственного образовательного стандарта.

Устав организации образования – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности организации образования. Устав утверждается учредителем организации образования.

  1. Устав организации образования содержит:

а) перечень реализуемых образовательных программ;

б) порядок приема в организацию образования;

в) порядок организации образовательного процесса (в том числе язык (языки) обучения и воспитания, режим занятий обучающихся, воспитанников);

г) формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и порядок их проведения;

д) порядок предоставления платных, в том числе и образовательных, услуг;

е) порядок оформления отношений организации образования с работниками, обучающимися, воспитанниками и (или) их родителями и иными законными представителями;

ж) иные положения, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

  1. Устав организации образования в части, не урегулированной действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, разрабатывается и принимается организацией образования и утверждается его учредителем.
  2. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности организации образования иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений (изменений) в устав организации образования.
  3. Локальные акты организации образования не могут противоречить его уставу.

В итоге можно сделать вывод, что контроль образовательной деятельности осуществляется как внешний, так и внутренний, предварительный, текущий и последующий, путем специальных инспекционных проверок и в ходе комплексных ревизий. Такой контроль осуществляется как в органах управления образованием, так и непосредственно в образовательных учреждениях.

II.              Государственно-общественная система управления образованием

Управление государственной организацией образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, типовым положением и уставом организации образования.

Управление государственной организацией образования строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления организации образования являются: совет организации образования, педагогический (ученый) совет, родительский комитет и другие коллективные органы. Форма самоуправления, порядок выборов органов самоуправления, взаимоотношений между ними и руководителем организации образования определяются уставом организации образования.

Непосредственное управление государственной организацией образования осуществляет руководитель, назначаемый соответствующим органом управления образованием, в том числе и на основе конкурсного замещения должности. Разграничение полномочий между органами самоуправления организации образования и ее руководителем определяется уставом организации образования.

Органом общественного соуправления организации образования может быть попечительский совет, компетенция которого определяется его уставом и уставом организации образования.

Общеобразовательное учреждение как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Однако с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т. И.Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления — внутришкольного менеджмента.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в Законе ПМР «Об образовании». В соответствии с Законом сфера образования в ПМР  провозглашается приоритетной, т.е. успехи Приднестровья в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования.

Образовательная политика – совокупность основных направлений деятельности органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, а также общественных объединений по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или её отдельных составляющих [1].

Образовательная политика складывается из трех основных элементов:

а) аргументированных представлений и фундаментальных идей о целях и содержании образовательной деятельности в едином контексте культурно-исторического процесса;

б) характера действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив;

в) общей направленности повседневной организаторской и управленческой деятельности в сфере образования.

Государственная политика в области образования – направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения определенных государством стратегических целей и решения задач общегосударственного значения. Она реализуется посредством принятия законов, подзаконных актов, общегосударственных программ, а также путем привлечения общественных объединений и граждан Приднестровской Молдавской Республики для её поддержания имеющимися в их распоряжении средствами.

Государственная политика Приднестровской Молдавской Республики в области образования заключается в повышении роли и расширении функций образования как основы демократического государства и его социально-экономического развития.

Организационной основой государственной политики в области образования является образовательная программа развития образования.

Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

Государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или)
к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных уполномоченным Правительством Приднестровской Молдавской Республики исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы образования.

Требования государственного образовательного стандарта обязательны для исполнения всеми организациями образования, реализующими основные образовательные программы уровней образования, за исключением организаций образования, имеющих свидетельство о государственной аккредитации на оказание образовательных услуг по образовательным программам данного уровня образования, направления подготовки (специальности), выданное в иностранном государстве.

Государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

а) структуре основной образовательной программы, в том числе требования к:

1) объему основной образовательной программы;

2) соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

б) условиям реализации основной образовательной программы;

в) результатам освоения основной образовательной программы.

Государственными образовательными стандартами устанавливаются требования к срокам освоения основных образовательных программ с учетом различных форм получения образования, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Конституция Приднестровской Молдавской Республики, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает право на образование как одно из неотъемлемых прав каждого жителя государства. Введение и реализация государственных образовательных стандартов предписаны статьей 41 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, которая гласит: «Приднестровская Молдавская Республика устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе закона Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» и выступают основополагающим государственным документом, устанавливающим систему государственных требований к обязательному минимуму содержания образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки, уровню подготовки обучающихся, уровню кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.          Требования государственного образовательного стандарта обязательны для исполнения всеми организациями образования, реализующими образовательные программы всех уровней образования от начального общего до вузовского профессионального.

Государственные образовательные стандарты первого поколения в Приднестровской Молдавской Республике были введены в систему образования на рубеже ХХ-ХХI веков синхронно с Российской Федерацией в условиях развала советской образовательной системы, прекратившей свое существование в 1992 году.

III. Правовой статус руководителя государственной (муниципальной) организации образования

Руководитель организации образования в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и уставом организации образования:

а) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) организации образования с последующим утверждением учредителем организации образования;

б) назначается учредителем организации образования;

в) назначается Президентом Приднестровской Молдавской Республики в случаях, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

г) назначается Правительством Приднестровской Молдавской Республики в случаях, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Кандидаты на должность руководителя организации образования должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей организаций образования и (или) профессиональным стандартам.

Запрещается занятие должности руководителя организации образования лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Должностные обязанности руководителя государственной (муниципальной) организации образования, филиала государственной (муниципальной) организации образования не могут исполняться по совместительству.

Права и обязанности руководителя организации образования, его компетенция в области управления организацией образования определяются в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики об образовании и уставом организации образования.

Руководителям организаций образования предоставляются в порядке, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников настоящим Законом.

Руководитель организации образования несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью организации образования.

Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя государственной организации образования, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
IV. Понятие «качество образования»

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам и (или) государственным требованиям, и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Требования к качеству образования отражены в Законе ПМР «Об образовании».

Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы:

  • показатели, характеризующие качество учебного процесса;
  • показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся.

Цели оценки качества образования:

— определить уровень учебных достижений;

— выявить конкретные сильные и слабые стороны в знаниях и навыках, которыми владеют учащиеся;

— выяснить, имеются ли проблемы с учебными достижениями у тех или иных групп обyчающихся;

— выявить факторы, связанные с учебными достижениями;

— отслеживать динамику учебных достижений.

Возможны два механизма совершенствования системы качества образования:

— один из них реализуется в педагогической системе; он включает выявление несоответствий и проведение корректирующих или предупреждающих действий преподавателем при реализации педагогической технологии;

— второй механизм заключается в критическом анализе системы в целом в процессе различных ее рассмотрений, прежде всего, в ходе анализа со стороны руководства различного ранга и доработок системы на их основе.

Определенное качество образовательного процесса и результата образования должно обеспечиваться как самой образовательной организацией, так и государством в лице уполномоченных на то органов, в частности государственной аттестационной службой, государственными органами управления образованием и т.п.

С другой стороны, качество результата образования в большой степени зависит и от самого выпускника, так как является в конечном итоге плодом образовательного взаимодействия субъектов образовательного процесса, совместной деятельности обучающегося и педагога.

Правовые средства обеспечения качества образования можно подразделить на публично-правовые и частно-правовые.

К публично-правовым относятся те, которые устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе в области образования, и реализуются принудительно, в обязательном порядке государством. К ним следует отнести лицензирование, стандартизацию, сертификацию, осуществляемую в форме аттестации и аккредитации образовательных организаций и образовательных программ, а также проведение промежуточной и итоговой аттестации выпускников.

Реализация названных средств, кроме стандартизации – введения государственных образовательных стандартов и иных требований, носит процессуальный (процедурный) характер и скорее косвенно, путем оценивания и установления соответствия требованиям, в частности стандартам, обеспечивает качество образования.

Стандартизация подразумевает введение и реализацию не только государственных образовательных стандартов (ГОС), но и иных согласованных, распространенных и признаваемых обществом требований, в частности стандартов некоторой ассоциации образовательных организаций или иного профессионального сообщества.

Лицензирование, стандартизация, аттестация и аккредитация составляют единое поле средств обеспечения качества образования, но если ГОС служат непосредственной основой аттестации и аккредитации образовательных организаций и программ, а также итоговой аттестации обучающихся и выпускников в тех случаях, когда предусмотрено введение ГОС, то лицензирование и лицензионные нормы и требования являются обязательными для всех образовательных организаций и обеспечивают проведение образовательного процесса в надлежащих условиях – в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм охраны здоровья обучающихся, воспитанников, работников образовательной организации, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Частно-правовые средства в свою очередь делятся на средства, вводимые по взаимному соглашению образовательной организации и обучающегося или его родителей (иных законных представителей), и на установленные самой образовательной организацией, без согласования с обучающимися.

Создание независимой и всесторонней системы оценки качества работы образовательных организаций различного уровня — одно из приоритетных направлений государственной политики в образовательной сфере. С переходом на новые образовательные стандарты существенно расширились возможности общественного участия как в управлении образованием, так и оценке его качества. Участие в этой работе могут принимать общественные и общественно-профессиональные объединения, негосударственные некоммерческие организации, отдельные эксперты

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень качества по гражданскому законодательству устанавливается соглашением сторон или законодательством, иным нормативным правовым актом, а права потребителя на качество работы, услуги охраняются законом, в частности Законом «О защите прав потребителей».

Заключение

Государственно-общественное управление образованием (далее — ГОУО) — это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся.

Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для учащихся.

Задачами муниципальных органов управления образованием в части государственно-общественного управления образованием являются:

— формирование и организация деятельности органов государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций;

— расширение сферы социального партнерства в системе образования с целью решения актуальных проблем образования через развитие средств общественной составляющей в управлении образованием;

— создание системы общественного контроля качества образования и полноты выполнения социального заказа;

— независимая оценка качества деятельности муниципальных образовательных организаций;

— организация совместной деятельности родительской общественности, бизнес-структур, органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов развития образования.

Обсуждение требований к качеству образовательных услуг заставляет искать ответы на ряд вопросов, которые в педагогике относят к разряду вечных: зачем, чему, как и кто будет учить? Варианты ответов на эти вопросы во многом определяют цели и средства образования, задают направление процесса поиска оптимального соотношения между общекультурным, фундаментальным и прикладным знанием, во многом обозначают исходные позиции субъектов образовательного процесса.

Список литературы

 

  1. ЗАКОН ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 9 декабря 2016 года № 281-ЗИ-VI (САЗ 16-49)
  2. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Поделиться ссылкой с друзьями:

Написать комментарий