Тема: Альтернативная и добавленная стоимость
Цель урока: изучить основные понятия необходимости выбора при ограниченности ресурсов. Рассмотреть основные понятия добавленной стоимости.
Во все времена люди сталкивались с тем, что у них не было возможности производить товары и услуги, которые могли бы удовлетворить все нужды в полном объеме из-за ограниченности ресурсов.
В экономической теории выявлено, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны.
Следует обратить внимание!!!
Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей выгоды.
Например:
– какие ресурсы необходимо использовать в первую очередь?
– что лучше купить в жаркую погоду, мороженое или напиток?
В этих случаях необходимо подходить рационально к выбору.
Рациональный (разумный) выбор в экономике – это покупка товара / услуги с максимальной пользой и наименьшими затратами.
Проблема экономического выбора состоит в том, что, выбирая один товар, необходимо отказаться от другого.
Альтернативная стоимость (цена замены) – это ценность наилучшего из отвергнутых вариантов.
Существует понятие “упущенная выгода” – это потери при выборе одного из альтернативных вариантов.
Например: Иванов, ученик 6 класса, выбрал поездку к бабушке в деревню вместо трудового лагеря. На поездку в деревню и обратно он потратил 100 рублей. В трудовом лагере он мог заработать 1000 рублей.
Какова упущенная выгода и альтернативная стоимость?
Решение: альтернативная стоимость – это заработная плата.
Упущенная выгода = 1000 рублей + 100 рублей
Обратите внимание!
Оптимальным считается выбор, если выгода больше или равна альтернативным издержкам.
Добавленная стоимость — часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме. Определяется как разность между выручкой от продажи продукции, товаров, услуг, произведённых фирмой, и её затратами на закупку материалов и полуфабрикатов.
Проблема цены и механизм её формирования — один из наиболее важных вопросов для понимания логики функционирования экономики. Система цен в рыночной экономике выполняет роль главной организующей силы. Поэтому цена здесь не может устанавливаться директивно, она должна формироваться на основе действия всех связей и взаимосвязей в области производства товара, его распределения и потребления.
Цена — это определённое количество денежных единиц, получаемое за реализацию произведённого продукта (товара), или, иначе говоря, цена — это денежное выражение стоимости товаров и услуг.
В практической деятельности действует сложный механизм цен, состоящий из множества их видов.
Покупатель обычно имеет дело только с розничной ценой — равновесной ценой, являющейся результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения.
Цена спроса на каждое количество товара — это та цена, которая способна привлечь покупателей в течение определённого времени. При этом цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения предложения.
Цена предложения — это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. Цена предложения может либо повышаться, либо снижаться и во многом связана с условиями работы, издержками труда и иными факторами (и нововведениями), повышающими производительность труда человека и машин, а также конкурентными товарами и т. д.
Затраты всех видов труда и применение капитала в его разных формах — это реальные издержки производства продукта (товара) или денежные издержки производства (издержки производства).
На этой основе сформулирована концепция альтернативной стоимости, связанная с возможностью альтернативного использования ресурсов.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Приведите примеры, раскрывающие понятия «альтернативная стоимость».
2. Марья Ивановна купила 1 кг шерстяной пряжи по цене 500 руб. и связала из нее 10 пар носков, которые продала по 80 руб. за пару. Чему равна добавленная стоимость каждой пары носков?