Тема: «Предмет и метод экономической науки»
Цель урока: определить роль экономики в жизни человека, выявить взаимосвязь трёх субъектов в экономике.
Слово “экономика” — греческого происхождения, первоначально означало “искусство ведения домашнего хозяйства”; в буквальном переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства” (“эйкос” — “хозяйство” и “номос” — “закон”).
Презентация к уроку на тему «Предмет и метод экономической науки» для учащихся 10 класса по предмету “Основы экономических знаний”
Главное из действующих лиц экономики — человек, семья: на языке экономистов — домашнее хозяйство.
Участники экономической жизни взаимодействуют между собой как непосредственно, так и через рынки факторов производства и потребительских товаров.
Факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.
[Факторы производства — ресурсы, вовлеченные в производство.]
Основные виды факторов производства:
1) труд,
2) земля,
3) капитал.
Из труда выделяют разновидность факторов производства — предпринимательские способности (четвёртый фактор производства).
Специфический вид факторов производства: информация.
Блага — всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд:
1) Свободные блага — это те необходимые блага (преимущественно природные), которые доступны людям в большем объёме, чем величина потребности в них; их не надо производить, и люди могут потреблять их не просто свободно, но и бесплатно.
2) Экономические блага, т.е. товары и услуги, созданные человеком для дальнейшей их продажи.
Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и обмен плодами своего специализированного труда.
Специализация — сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с ней лучше других.
Принципы специализации труда:
- Сознательное разделение труда между людьми.
- Обучение людей новым профессиям и навыкам.
- Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения общей цели.
Специализация — главный способ повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), прежде всего труда. Производительность — тот полезный результат, который удается получить от единицы экономического ресурса за определенный период. (См. с. 18 учебника)
Благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности у людей появилась возможность производить больше благ определенного вида, чем было нужно для потребления им самим. = > Появилась возможность для обмена излишками таких благ.
Регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.
Товар — материальный предмет, производимый для обмена.
Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной деятельности, которую люди готовы осуществлять в обмен на другие услуги или товары.
По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика — раздел экономической науки, изучающий проблемы организации деятельности рынков, фирм, государственных организаций, а также проблемы, связанные с семейной экономикой.
Макроэкономика — раздел экономической науки, изучающий проблемы, которые затрагивают всю экономическую жизнь страны: денежная система и инфляция, безработица, экономический рост, внешняя торговля и мировая экономика.
Практическое задание: Назвать субъектов микроэкономики на примере нашего города.