Информационный сайт учителя Информатики и Экономики

Щёголевой А.П.

В помощь учителям, ученикам и деловым людям

Тема: Проблема выбора и альтернативная стоимость

Автор Anna Опубликовано: 20 - сентября - 2020

Цель урока: знать проблемы выбора ограниченности ресурсов, производственные возможности.
Первой задачей хозяйственной деятельности (экономики) было удовлетворение основных (биологических) нужд.
В экономической теории иерархия потребностей человека представлена в виде пирамиды.

«Пирамида потребностей» по А. Маслоу
Потребность в самореализации
(потребность в развитии своих возможностей
и способностей и их активном использовании)
Потребность в уважении
(уважении со стороны других людей и самоуважении)
Социальные потребности
(потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы)
Потребность в безопасности
(защита от преступников и внешних врагов, защита от нищеты и помощь при болезнях)
Физиологические потребности
(еда, вода, жильё, одежда, отдых, воспроизводство рода)

Но для удовлетворения всех этих потребностей нужно много ресурсов, гораздо больше, чем всегда было доступно человечеству.

Главной экономической проблемой человечества  является относительная безграничность человеческих потребностей и  ограниченность экономических ресурсов  относительно этих потребностей.

 

Последствия ограниченности ресурсов:

I. Возникновение права собственности.

Основные группы видов собственности:

  • частная (в т. ч. акционерная, паевая, совместная, а также результаты художественного и научного творчества — интеллектуальная собственность);
  • государственная;
  • муниципальная (или коммунальная);
  • прочие виды собственности.

Собственность на ресурсы (факторы производства) становится источником доходов для их владельцев. Факторные доходы — вознаграждение, получаемое владельцами факторов производства за то, что они предоставляют их в пользование для организации текущего производства благ.

II. Проблема выбора.

Ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки: совершая свой выбор в условиях ограниченности экономических благ и факторов производства, люди ведут себя рационально.

Значит, любой выбор имеет свою цену, которую в экономической науке принято называть альтернативными издержками, упущенной выгодой или ценой выбора.

Цена выбора (альтернативные издержки) — ценность для человека наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.

Выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага.

Пример: если школьнику, имеющему немного денег, хочется пойти в кино и купить мороженое, но на то и другое денег не хватает, то ему приходится чем-то жертвовать. Предположим, что школьник принял решение идти в кино. Он отказал себе в удовольствии съесть мороженое ради того, чтобы посмотреть кинофильм. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т. е. альтернативной стоимостью похода в кино.

Практическая работа:

— Выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов.

Поделиться ссылкой с друзьями:

Написать комментарий