Информационный сайт учителя Информатики и Экономики

Щёголевой А.П.

В помощь учителям, ученикам и деловым людям

Тема: Спрос и предложение

Автор Anna Опубликовано: 22 - октября - 2020

Цель урока: изучить понятия спроса и предложения, закон спроса и предложения; силы, которые управляют рынком. знать чтение графиков спроса и предложения.

Суть рыночного процесса — купляпродажа товаров. На рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.
Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне.

Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене.
Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.
Количественно спрос можно измерять показателем “величина спроса”.
Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.
Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:
1. какова будет величина спроса при различных уровнях цен?
2. как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

Закон спроса — при прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем ниже цена, тем большее количество блага готовы купить потребители.

Вывод

Закон спроса: повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.

Помимо цены самого товара, на изменения спроса влияют еще такие факторы, как: цены других товаров, уровень доходов покупателей, численность покупателей, их предпочтения.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.

  1. Качество и ассортимент данного товара.
  2. Уровень дохода населения.
  3. Цены на дополняющие товары.
  4. Цены на товары – заменители.
  5. Мода, вкусы и предпочтения.
  6. Климатические и сезонные условия.
  7. Ожидание изменений доходов и цен.

Потребитель чаще всего ведет себя на рынке рационально, т. е. осознает, что для совершения покупок он располагает ограниченной сумой денег, и старается потратить эти деньги путем покупки такого набора товаров, который обладает для него наибольшей полезностью.

От чего зависит предложение товаров

Величина предложения — объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы и изготовители готовы предложить на рынок. — Каждому уровню цены на рынке будет соответствовать своя величина предложения товаров. А вся совокупность возможных величин предложения при различных уровнях цен образует предложение на рынке определенных благ.

Предложение — сложившаяся в определенный период зависимость величины предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровня цены, по которой этот товар может быть продан.

Раз величина предложения меняется в зависимости от изменения величины цены, то мы можем говорить об эластичности предложения по цене.

Эластичность предложения по цене — масштаб изменения величины предложения (в %) при изменении цены на один процент.

Информацию о возможных величинах предложения обычно представляют графически в виде кривой, которая называется кривой предложения. Она описывает картину предложения на данном торговом рынке, т. е. зависимость между:

  • ценой товара и
  • объемами его производства (поставок в торговлю),              возможными при различных уровнях цен.

Кривая предложения позволяет ответить на два вопроса:

  1. какова будет величина предложения при различных уровнях цен?
  2. как изменится величина предложения при некотором изменении цены?

Поэтому любой изготовитель (продавец), принимаясь за дело, должен начинать с поиска ответов на следующие вопросы:

  1. оправдает ли выручка от продаж те затраты, с которыми будет связано производство (организация продаж) этого товара?
  2. принесет ли производство (продажа) этого товара лично ему доход и если да, то какой?

Закон предложения: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен — к её уменьшению.

Наряду с ценой на предложение товаров влияют такие факторы, как:

  • цены других товаров (а значит, выгодность их производства);
  • цены факторов производства, используемых для изготовления данного товара;
  • технология, т. е. способы изготовления товара или организации предоставления услуги.

Взаимодействие спроса и предложения:

спрос

Задача: Зависимость спроса и предложения выражена формулами Qd = 94 – 7P, Qs = 15P – 38. Найти равновесную цену и равновесный объём продаж. Чему равен дефицит или избыток товара при цене 4 рубля за единицу товара?

Решение:

1. Определение равновесной цены. Получаем равенство согласно условию равновесия:

Qd = Qs 94 – 7P = 15P – 38

22P = 132

Pp = 6  (равновесная цена)

Qp (6) = 94 – 7*6 = 52 (ед)

Равновесная (рыночная) цена составляет 6 рублей, проданный объём товара равен 52 единицам.

2. Определение величины спроса при цене 4 рубля:

Qd = 94 – 7*4 = 66 (ед)

3. Определение величины предложения при цене 4 рубля:

Qs = 15*4 – 38 = 22 (ед)

В результате вычислений получаем неравенство: Qd > Qs. Следовательно , при цене 4 рубля происходит дефицит товара. Размер дефицита составляет 44 единицы.

 

Поделиться ссылкой с друзьями:

Написать комментарий