Тема урока: “Графический интерфейс операционных систем и приложений”
Конспект урока по информатике для 8 класса по учебнику Н.Д. Угринович.
Цель урока: формирование новых знаний; усвоить принципы объективного подхода к созданию пользовательского интерфейса; освоить основные приемы работы в программной среде, работу с окнами, возможности справочной системы.
Задачи урока:
Дидактическая: изучить основные понятия графического интерфейса операционных систем и приложений; рассмотреть диалоговые панели, контекстное меню и окна.
Воспитательная: воспитать трудолюбие, интерес к обучению в профессиональной деятельности, дисциплинированность.
Развивающая: развить память, логическое мышление и внимание учащихся.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор
Программное обеспечение: программа MicrosoftPowerPoint
Форма урока: урок – лекция
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебные пособия: Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
План:
Орг. Момент
Проверка усвоения изученного материала
Сообщение темы и цели урока
Объяснение материала
Итог урока
Домашнее задание
Ход урока:
Организационный момент: приветствие (2 мин) Слайд1
Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку, объявление темы и цели урока.
Прежде чем мы начнем урок, Вы должны помнить, что при выполнении работы вами должны быть соблюдены все правила ТБ при работе за ПК и правила поведения в компьютерном классе.
Проверка усвоения изученного материала: слайд
карточка: №1
Продолжите фразы:
а) Информация – это … (знания и сведения об окружающем мире.
б) Информатика – это … (наука, занимающаяся изучением возможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
На сегодняшний день обычному пользователю немыслимо работать за ПК без графического интерфейса компьютера.
Операционные системы и приложения предоставляют пользователю возможность доступа к ресурсам компьютера с использованием графического интерфейса.
Графический интерфейс представляет собой совокупность диалоговых окон с элементами управления, окон папок и приложений, содержащих меню объектов графического интерфейса (окон, значков дисков, папок и файлов). |
Изобретателем графического интерфейса является покойный глава корпорации Apple – Стив Джобс. Он первый делал эксперименты с примитивной мышью, и осуществил это на своих первых моделях компьютера. Но графический интерфейс и сейчас не стоит на месте, а двигается вперед благодаря использованию сенсорной техники. С каждым днем средства общения с техникой все больше и больше развиваются, радуя нас удобным и красивым дизайном и функционалом.
Сейчас давайте попытаемся ответить на вопросы:
- Что такое интерфейс? (Интерфейс – это совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимоотношения между устройствами вычислительных машин и программ.
- Чем отличается командный интерфейс от графического?
(Первоначально использовался командный интерфейс, когда ЭВМ мог оперировать (совершать действия) только символьными данными. Управление программными средствами осуществлялось только при помощи командной строки. Графический интерфейс позволил управлять графическими объектами (пиктограммами), тем самым, облегчив труд пользователя).
- В каком виде хранятся данные в памяти компьютера?
(Данные образуют в памяти компьютера файлы, которым задают имена и процесс оперирования данными, фактически являющиеся процессом управления файлами. В отдельном файле сохраняется информация одного типа. Определить тип файла позволяет расширение файла. При использовании командного интерфейса накладывались ограничения на имена файлов. В графическом интерфейсе ограничений практически нет, однако использование длинных имен создает определенные трудности для самого пользователя. Файлы для удобства формируются в папки.).
Конкретизируем понятие «интерфейс» для более четкого усвоения сегодняшнего материала.
Под интерфейсом (interface) понимают совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие между элементами или системами, взаимодействие устройств компьютера или взаимодействие компьютера и человека, совокупность описаний и соглашений о процедуре передачи управления в подпрограмму и возврате в исходную программу.
Пользовательский интерфейс соответственно составляют те средства, которые позволяют пользователю комфортно взаимодействовать (управлять) с программными продуктами и периферийным оборудованием. Фактически пользователь должен лишь знать, что необходимо сделать,, для того чтобы получить определенный результат.
А почему именно так нужно сделать, а не иначе – это уже проблема разработчиков.
Рассмотрим основные средства взаимодействия с операционной системой.
Важнейшей частью операционной системы, непосредственно влияющей на функционирование компьютера, является подсистема управления процессами.
Процесс (или по-другому, задача) – состояние системы, описывающее выполняющуюся программу.
Для операционной системы процесс представляет собой единицу работы, заявку на потребление системных ресурсов. Подсистема управления процессами планирует выполнение процессов, то есть распределяет процессорное время между несколькими одновременно существующими в системе процессами, а также занимается созданием и уничтожением процессов, обеспечивает процессы необходимыми системными ресурсами, поддерживает взаимодействие между процессами.
В многозадачной системе процесс может находиться в одном из трех основных состояний:
- выполнение – активное состояние процесса, во время которого процесс обладает всеми необходимыми ресурсами и непосредственно выполняется процессором;
• ожидание – пассивное состояние процесса, процесс заблокирован, он не может выполняться по своим внутренним причинам, он ждет осуществления некоторого события, например, завершения операции ввода-вывода, получения сообщения от другого процесса, освобождения какого-либо необходимого ему ресурса;
• готовность – также пассивное состояние процесса, но в этом случае процесс заблокирован в связи с внешними по отношению к нему обстоятельствами: процесс имеет все требуемые для него ресурсы, он готов выполняться, однако процессор занят выполнением другого процесса.
На начальном этапе необходимо научиться корректно включать и выключать компьютер. Первое условие – последовательность, включения оборудования. Первоначально включается все периферийное оборудование, затем системный блок. При выключении – наоборот, сначала системный блок, затем периферийное оборудование. Такая последовательность включения гарантирует сохранность блока питания и позволит избежать скачков напряжения.
Последовательность действий для завершения работы:
- Навести указатель мыши на кнопку «Пуск» (Start), нажать и отпустить левую кнопку мыши (щелкнуть ею).
- В открывшемся меню «Пуск» выбрать пункт «Завершение работы» (Shut Down) и щелкнуть на нем.
- В появившемся окне «Завершение работы Windows» (Shut Down Windows) выбрать кнопку «Выключить компьютер» (Shut down), и нажать на кнопку ОК.
- После проверки Windows состояния всех процессов (их завершенность и сохранность), система сохраняет свои настройки, а на экране появляется сообщение «Завершение работы Windows».
- После появления надписи «Теперь питание компьютера можно отключить» необходимо отключить системный блок и остальное периферийное оборудование (при работе в старой системе).
В современных системах системный блок отключается автоматически, нет необходимости отключать его вручную.
– Вы более или менее научились пользоваться манипулятором «мышь». Давайте подумаем, какие возможности он нам предоставляет?
Следующим необходимым навыком усвоения компьютера является управление мышью. Мышь – это координатное устройство, предназначенное для взаимодействия пользователя с компьютером. Основной функцией мыши является управление указателем мыши на экране дисплея.
Основными приемами управления мыши являются:
- щелчок (быстрое нажатие и отпускание левой кнопки мыши);
- двойной щелчок – два щелчка, выполненные с малым интервалом времени между ними;
- щелчок правой кнопкой (то же, что и щелчок, но с использованием правой кнопки);
- перетаскивание (drag-and-drop) – выполняется путем перемещения мыши при нажатой левой кнопке (обычно сопровождается перемещением экранного объекта, на котором установлен указатель);
- протягивание мыши (drag) – выполняется, как и перетаскивание, но при этом происходит не перемещение экранного объекта, а изменение его формы;
- специальное перетаскивание – выполняется, как и перетаскивание, но при нажатой правой кнопке мыши, а не левой;
- зависание – наведение указателя мыши на значок объекта или на элемент управления и задержка его на некоторое время (при этом обычно на экране появляется всплывающая подсказка, кратко характеризующая свойства объекта).
На экране мышь отображается в виде указателя, небольшого графического объекта, который перемещается по экрану при движении мыши.
Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее). |
Диалоговые панели могут включать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью по их названиям. На диалоговой панели размещаются разнообразные управляющие элементы:
• кнопка – обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение;
• текстовое поле – в него можно ввести последовательность символов;
• раскрывающийся список – представляет собой набор значений и выглядит, как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой;
• счетчик – представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле;
• флажок – обеспечивает присваивание какому – либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика, когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка»;
• переключатель – служит для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форе маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри;
• ползунок – позволяет плавно изменять значение какого – либо параметра. Слайд
Пользователь с помощью координатного устройства ввода (например, мыши) может указателем мыши осуществлять одинарные или двойные щелчки левой или правой кнопкой мыши по элементам графического интерфейса. В результате операционная система будет выполнять определенные действия: запуск программ, операции над файлами и т.д.
Рабочий стол – основной экран Windows, занимающий всю видимую часть монитора. На нем могут располагаться панель задач, область уведомлений, меню Пуск, значки различных систем управления ОС, значки мини-приложений или гаджетов (только для Windows 7 и Vista), окна работающих программ, папки и файлы, а так же их ярлыки (ссылки на них).
Меню Пуск – кнопка в левом нижнем углу экрана. Оно содержит все программы, установленные на вашем компьютере и системы управления ОС.
Панель задач – полоска в нижней части экрана (по умолчанию), на которой размещаются закладки всех запущенных в данный момент программ, панель инструментов и область уведомлений.
Панель инструментов – набор кнопок и меню на панели задач для запуска программ и выполнения различных функций в системе.
Панель бытрого запуска – располагается внизу на панели задач. На ней вы сможете разместить значки самых популярных программ для ускорения их запуска.
Область уведомлений – находится в правом нижнем углу экрана. В ней размещаются значки фоновых (вспомогательных) программ, загружающихся в память вашего компьютера при запуске системы (например, антивирус) и работающих постоянно до его выключения.
Контекстные меню:
Контекстные меню дисков, папок и файлов позволяют ознакомиться с их свойствами, а также выполнить над этими объектами различные операции (копирование, перемещение, удаление и др.).
Окна:
Важнейшим элементом графического интерфейса операционных систем и приложений являются окна. Основные элементы окна:
• рабочая область: внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, файлами и документами;
• заголовок окна: строка под верхней границей окна, содержащая название окна;
• меню управления состоянием окна: кнопка слева в строке заголовка открывает меню, которое позволяет развернуть, свернуть или закрыть окно;
• кнопки управления состоянием окна: кнопки справа в строке заголовка позволяют развернуть, свернуть или закрыть окно;
• меню окна: располагается под заголовком и представляет собой перечень тематически сгруппированных команд;
• панель инструментов: располагается под строкой меню и представляет собой набор кнопок, которые обеспечивают быстрый доступ к наиболее важным и часто используемым пунктам меню окна;
• границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, ухватив и перемещая границу мышью;
• полосы прокрутки: появляются, если содержимое окна имеет больший размер, чем рабочая область окна, позволяют перемещать содержимое окна по вертикали или горизонтали.
Существуют три основных типа окон:
- окна папки;
- окна приложений;
- окна документов.
В окне папки, которое можно открыть щелчком по его значку или ярлыку, отображаются значки и имена вложенных папок и файлов. Например, в папке «Мой компьютер», находятся значки папок жестких дисков и устройств со съемными носителями (гибких и оптических дисков).
Окно приложения открывается после запуска приложения. Закрытие окна приложения приводит к завершению работы приложения.
Окна папок и окна приложений можно с помощью мыши перемещать на любое место Рабочего стола, изменять их размеры, разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на Панели задач.
Окна документов предназначены для работы с документами и «живут» внутри окна приложения. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они остаются в пределах окна своего приложения.
Например, если после запуска программы обработки изображений открыть в ней несколько графических файлов, то каждое изображение окажется в своем окне документа.
IV. Практическая работа (7 мин)
Задание №1Произведите установку параметров экранной заставки, которая в случае бездействия пользователя появляется через заданное время на экране монитора.
Задание№2Ознакомьтесь с контекстными меню файла, папки и диска.
V. Подведение итогов (3 мин)
Подведение итогов работы. Оценки за урок.
VI. Домашняя работа (1 мин)
1. Учить записи по тетради.