Презентация 4 класс
Тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Цель: формирование компьютерной грамотности
Задачи:
Дидактическая: закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; закрепить представление о высказываниях; формировать умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Развивающая: развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля, взаимооценки и самооценки;
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; совершенствовать навыки работы на компьютере.
Оборудование:
– компьютеры, мультимедийный проектор
– программа «Мир информатики» – 3-4 год обучения
– презентация к уроку (для работы с тетрадью)
– у учащихся – тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» – 4 класс (часть 2)
– алгоритм самостоятельной работы за компьютером
План урока:
– Орг.момент
– Фронтальный опрос
– Объяснение нового материала
– Работа с программой Мир информатики
– Домашнее задание
– Рефлексия
Ход урока.
Учащиеся класса разделены на две подгруппы. Одна подгруппа сидит за партами, другая – за компьютерами.
– Орг.момент. Слайд 1
– О чём говорили на прошлом уроке?
– Что такое множество?
– Что мы знаем о множестве?
Вспомнить нам поможет стихотворная разминка.
работает весь класс
(Ответы учеников:
– о множествах
-это объединение предметов на основе общих свойств или признаков.)
2. Стихотворная разминка (проверка Д/з)
– Назовите элементы множества всех жителей избушки.
– Назовите в этом стихотворении 2 множества, которые можно обозначить так (слайд 2).
– Как называются такие множества?
6 человек читают наизусть стихотворение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ответы:
– старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка
– множество ленивых и трудолюбивых жителей
– не пересекающиеся или параллельные
– Назовите два множества персонажей, которые можно обозначить такими кругами (слайд 3).
– Какое множество обозначает большой круг?
– А маленький?
– Почему?
– Назовите два множества жителей избушки, которые
можно обозначить такими кругами (слайд 4)
– Дайте название множеству на пересечении крутое.
– Множествам слева и справа от области пересечения.
– Сделайте вывод на основе сказанного.
(Ответ учеников: – множество жителей избушки и множество людей
– множество жителей избушки
– множество людей
– в этом стихотворении множество людей является частью множества жителей избушки
– множество ленивых и летающих жителей
– летающих лентяев
– не летающих лентяев и не ленивых летунов
– Множества могут существовать параллельно, пересекаться и быть вложенными)
Проблемное задание:
– Определите элементы множества, для которых истинны высказывания:
– не летает
– ленивый и летает
– ленивый или летающий (слайд 5)
– Кому трудно было ответить на этот вопрос? Это задание новое для нас.
– Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, поставьте задачи на урок.
Да, сегодня тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (слайд 6).
Ответы:
– кошка, мышка, мальчик
– мушка
– кошка, мушка, мышка, мушка, мальчишка, старушка
– определять истинность высказывании со словами «не», «и», «или»
– закреплять знания о множествах
3. Работа в группах
Далее работа продолжается по подгруппам. Одна подгруппа работает в тетрадях под
руководством учителя (изучение нового). Другая – самостоятельно за компьютером. Работа в обучающей программе Мир информатики 3-4 год обучения. В каждой подгруппе есть «консультант»- наиболее хорошо успевающий ученик. К нему обращаются за помощью дети, испытывающие затруднения во время самостоятельной работы за компьютером.
– Группа 1 работает самостоятельно по алгоритму с программой «Мир информатики» (4 год обучения). Посмотрите алгоритм вашей работы. Есть вопросы?
Консультант . Приступайте.
2 группа работает с учителем.
– Давайте вспомним, что мы знаем о высказываниях. Дополните предложения (слайд
– Молодцы, а сейчас давайте, выполним новое задание.
Ответы учеников: высказывание может быть истинным (правдивым) или ложным
– истинность (ложность) высказывания можно выразить с помощью слов «да» и «нет» (подчёркнутые слова дети должны вставить)
Задание 8 (рабочая тетрадь)
– Прочитайте задание.
– Какие знания из русскою языка нам понадобятся, чтобы правильно выполнить его?
– Что на рисунке обозначает круг?
– Какая фигура обозначает множество слов из 4 звуков?
– С чего начнём выполнение задания?
Какое множество находится здесь?
(Ответы: читают: впиши в фигуры слова из списка. Закрась части фигур в таблице. Заполни таблицу высказываний.
– знания о буквах и звуках
– множество слов из 4 букв
– трапеция
– с пересечения фигур
– «множество слов из 4 букв и 4 звуков».)
Закрасьте пересечение в таблице. Это 5 строка таблицы.
– Какое слово впишем в пересечение?
– В круге, за пределами трапеции?
Какое это множество?
– В трапеции, за пределами круга?
– В квадрате, за пределами круга и трапеции?
– Где находится «множество слов не из 4 букв»?
– Где же оставшееся «множество — слов из 4 букв или из 4 звуков»?
– Сделайте вывод (слайд 10)
– Давайте заполним таблицу высказываний.
– Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
– Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов (слайд 11)
Ответы учеников: часть задания выполняется коллективно, часть — самостоятельно используется взаимопроверка, а затем – самопроверка по слайду презентации
– вода
– соль
– «слов из 4 букв»
– огонь и уголь
– дрова и костёр
– весь квадрат за пределами круга
– весь круг и вся трапеция
– если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
– если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
– если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
– Сделаем выводы. Слайд 12
(Ответы учеников: – высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» -высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка»).
– Что узнали нового? Расскажите 2 группе. несколько учеников делают выводы
4. Смена групп. Физкультминутка. слайд 13 – 14
Все встают, 2 ученика проводят физкультминутки для глаз и на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.
– Сделайте вывод (слайд 15)
(Ответ учеников: – если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
– если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
– если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
– Давайте заполним таблицу высказываний (слайд 16)
– Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
– Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов.
– Работают самостоятельно, проверяют «в четвёрках», а затеи но слайду презентации и оценивают себя и свою группу.
– Если осталось время,. можно предложить дополнить . множества своими элементами.
– Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, дополните предложения, поработите в парах (слайд 17).
Обсуждают задание
– высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
-высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка» (подчёркнутый текст учащиеся должны вставить).
– Заканчиваем работу за компьютерами, выходим из программы.
Учащиеся заканчивают работу за компьютерами, весь класс работает с учителем.
– А теперь давайте снова вернёмся к героям стихотворения и определим истинность высказываний.
– не летает
– ленивый и летает
– ленивый или летает
– не ленивый и летает
– не ленивый и не летает
– ленивый или не летающий
Ответ учеников: кошка, мышка, мальчишка мушка
старушка, кошка, мышка, мальчишка
мушка
старушка
– Это пустое множество
кошка, мышка, мушка, мальчишка
6. Подведение итогов:
– Посмотрите, какие задачи мы ставили в начале урока
(слайд 6). Выполнили мы их?
Чему учились на уроке? Сделайте вывод.
Ответ учеников:- закрепляли представление о пересечении множеств
– определяли принадлежность элементов множеству
– определяли истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
7 .Домашнее задание
– Дома выполните задание № 7 в тетради. Посмотрите, есть вопросы?
8. Рефлексия.
– Чем особенно понравилось заниматься?
– Кто доволен своей работой?
– За что себя можете похвалить?
– Консультанты, оцените самостоятельную работу детей за компьютером.
– Я благодарна вам за хорошую работу на уроке и хочу подарить вам серию картинок «Птицы»