Информационный сайт учителя Информатики и Экономики

Щёголевой А.П.

В помощь учителям, ученикам и деловым людям

Тема урока: Маркетинг и маркетинговые исследования

Автор Anna Опубликовано: 9 - октября - 2016

Урок по экономике на тему «Маркетинг и маркетинговые исследования» предназначен для учащихся 11 класса.

Цели:

дидактическая: Дать понятие, что такое маркетинг и маркетинговые исследования.
развивающая: развитие познавательного интереса экономического мышления учеников.
воспитательная: воспитать экономически грамотного и ответственного гражданина рыночного общества.

План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Объяснение материала.
4. Подведение итогов занятия.
5. Домашнее задание.

Ход урока
Организационный момент. Проверка присутствующих.
Маркетинг — это элемент управления организацией для удовлетворения потребностей отдельных потребителей и их групп путем создания, предложения на рынке или обмена услуг и товаров.
Мáркетинговое иссле́дование (англ. marketing research) — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Цель маркетингового исследования — это сбор, обработка и анализ той маркетинговой информации, которая способствует изучению текущих проблем на рынке товаров и услуг для принятия необходимых маркетинговых решений.
Потребности — формы удовлетворения нужд. Они создаются и управляются традициями, СМИ и маркетингом.
Нужды весьма ограниченны. Например, существует нужда в еде или самореализации, но формы их удовлетворения бесконечно разнообразны — от простого хлеба до вычурного деликатеса, который можно только вообразить, но не приготовить. Например, есть хотят все, но один предпочитает жареное мясо, а другой легкий салат из капусты. То есть, удовлетворяется одна и та же нужда, но совершенно непохожими продуктами питания.
Нужда — это неизбывное чувство необходимости удовлетворять исходные потребности, определяемые биологической и социальной природой человека: еда, безопасность, жилье, принадлежность к социуму, уважение со стороны окружающих и творческая самореализация. Эта классификация нужд (пирамида потребностей) людей была предложена Абрахамом Гарольдом Маслоу.
Полезность — получаемое (или предполагаемое) покупателем удовлетворение от потребления товара.
Основные методы маркетинговых исследований:
1. Кабинетные маркетинговые исследования
Внешняя маркетинговая информация — это повседневная информация о событиях, исходящих в коммерческой среде.
Руководитель собирает внешнюю маркетинговую информацию, читая книги, газеты, специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками и прочими лицами, не относящимся к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками своей фирмы.
Внутренняя информация — это отчетность фирмы, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности и др.
2. Полевые маркетинговые исследования
Наблюдение — способ сбора первичной информации, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Эксперимент — этот способ требует отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий.
Опрос — стоит на полпути между наблюдением и экспериментом.
Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент — для выявления причинно-следственных связей. Опрос удобен при проведении описательных исследований.
Разработав проект исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования.
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследования: анкет, механических устройств.
Механическое устройство — это прибор, который во время исследования к фиксирует давление, частоту пульса и другие характеристики опрашиваемого.
Анкета — самое распространенное орудие исследования, представляет со¬бой вопросник, на который отвечает опрашиваемое лицо (респондент).
Анкетный опрос может проводиться в устной форме, когда регистратор сам заполняет бланк (форма интервью) и в письменной форме (корреспондентский способ — бланк анкеты заполняется самим респондентом).
Итог урока: Что такое маркетинг? Что изучает маркетинг? Назовите основные методы маркетинговых исследований?
Домашнее задание: Проработать конспект

Поделиться ссылкой с друзьями:

Написать комментарий